(1830-1894)

«Всего лишь дирижерская палочка Вагнера», – так говорил о себе Ганс фон Бюлов. Скромность часто бывает присуща талантливым людям, а этот немецкий дирижер, несомненно, таковым являлся.

Будущий дирижер родился в 1830 г. в дрезденской семье, принадлежавшей к дворянскому роду, но небогатой. Детство его нельзя назвать счастливым: отец отличался вспыльчивостью, мать придерживалась принципов авторитарности в воспитании, к тому же, родители постоянно ссорились. Эмоциональным прибежищем для тонко чувствующего, болезненного мальчика стала музыка – перед сном он в постели читал вместо сказок ноты для фортепиано, а его первым наставником был Фридрих Вик.

Родителям не нравилось увлечение сына музыкой, и по их настоянию Ганс обучается юриспруденции, но учеба совсем не увлекает его, и параллельно он продолжает заниматься музыкой. Его любимым композитором становится Ференц Лист. Когда же он услышал в Веймаре вагнеровского «Лоэнгрина» под управлением Листа, он окончательно решает полностью отказаться от юриспруденции в пользу музыки.

Ганс фон Бюлов берет уроки у Рихарда Вагнера. Благодаря его рекомендации он дирижировал в Цюрихе «Дочерью полка», а позднее он становится оперным дирижером в Санкт-Галлене. Здесь он покоряет публику в том числе и тем, что дирижирует наизусть. Этого принципа Бюлов придерживался и впоследствии, широкого известны его слова о том, что у хорошего дирижера «партитура в голове, а не голова в партитуре».

В 1851 г. Бюлов оставляет оперное дирижирование, чтобы стать учеником Ференца Листа. Под его руководством музыкант совершенствует свое пианистическое мастерство, сочиняет музыку. Лист восхищается учеником. В последующие годы Бюлов приобретает славу концертирующего пианиста. Эту деятельность он совмещает с продолжением дирижерской карьеры, проявляя на этом поприще такую же широту интересов, мастерство, отточенность деталей и интеллектуальность, как и в фортепианном исполнительстве. Его репетиционная работа характеризовалась исключительной скрупулезностью. Об интерпретации как таковой он не задумывался, утверждая, что она получится сама собой, если хорошо знать произведение. Впрочем, чтобы последовать этому совету Бюлова, нужно быть музыкантом такого же уровня, как он.

Композиторский талант Бюлова не был равен исполнительскому, но им написан ряд произведений – симфонических, вокальных, фортепианных, включая транскрипции.

В Мюнхене, где Ганс фон Бюлов стал придворным капельмейстером, он дирижирует премьерами опер Рихарда Вагнера – «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда». Он создал ту систему работы над оперным спектаклем, которая сейчас является обычной практикой: общим сценическим репетициям предшествует работа с певцами – индивидуальная и в ансамблях, работа под фортепиано, групповые оркестровые репетиции.

Ганс фон Бюлов проявлял самую решительную нетерпимость к музыке и исполнению невысокого уровня, к посредственности. Любые ее проявления немедленно становились мишенью его оригинального и беспощадного остроумия. Так, однажды ему пришлось дирижировать оперой совершенно бездарного композитора. Отказаться было нельзя – автору покровительствовал сам кайзер Вильгельм II, но Бюлов демонстративно явился на премьеру, облачившись в траур, и заявил, что сейчас будет «хоронить эту оперу». Одного безголосого, но очень самоуверенного певца он сравнил с помощником посла – ведь только дипломат может так уверенно фальшивить.

С Рихардом Вагнером Ганса фон Бюлова связывала не только личная дружба, дирижер боготворил его музыку – настолько, что смог переубедить даже свою супругу Козиму, дочь Ференца Листа, которая музыку Вагнера недолюбливала. К сожалению, конец этой дружбы был печален: Козима ушла от Бюлова к Вагнеру. В этой истории Бюлов повел себя исключительно благородно: он не встречался с бывшей супругой и счастливым соперником, но отношения к его произведениям не изменил. На вопрос, почему он не вызвал Вагнера на дуэль, он ответил: «Если бы это был просто человек, его бы за такое вероломство следовало убить. Но это Вагнер

Эта печальная история поспособствовала уходу Бюлова с должности капельмейстера, определенную роль сыграло и вмешательство Людвига II в работу над постановкой оперы «Золото Рейна». В 1878 г. он становится капельмейстером в Ганновере. Здесь он поставил оперу «Жизнь за царя». Русскую музыку вообще и Глинку в частности он очень ценил, а равным Михаилу Ивановичу Глинке считал Петра Ильича Чайковского.

С 1880 г. Бюлов возглавляет оркестр в Майнингене. Этот оркестр под его управлением стал первым исполнителем Четвертой симфонии Иоганнеса Брамса.

В начале 1890-х гг. Ганс фон Бюлов из-за пошатнувшегося здоровья поселяется в пансионе, а затем отправляется в Египет, где он и скончался в 1894 г.

 

Музыкальные Сезоны