(1729-1808)

Гаэтано ВестрисГаэтано Вестриса парижане именовали «богом танца»… между тем, то обстоятельство, что этот человек оказался в Париже, было результатом случая, который и счастливым-то назвать было сложно.

Родился Г.Вестрис в 1729 году. Несколько поколений итальянского семейства, из которого он происходил, жили во Флоренции. Отец его – Томмазо Вестри – отнюдь не был богатым человеком и образование детям дать не мог, а их было семеро, и трое из них были наделены склонностью к искусству танца. Первой проявила себя на этом поприще дочь Тереза, затем – сыновья Гаэтано и Анджиоло. Когда семья переехала в Неаполь, все трое начали обучаться искусству танца, а затем были приглашены в оперный театр Палермо.

Двадцатилетняя Тереза, 18-летний Гаэтано и 16-летний Анджиоло выступают в разных городах Европы, и вот в Вене случается скандальная история: красавицу Терезу удостаивает своим вниманием князь Эстергази, что вызывает бурю негодования у императрицы, и семейству Вестрис приходится немедленно покинуть австрийскую столицу и отправиться во Францию. Здесь братья обучаются у знаменитого Л.Дюпре, а в 1748 году состоялся дебют Гаэтано Вестриса – он исполнил роль Матроса в опере «Карнавал безумия».

Выступая в течение трех лет в ансамблевых номерах, в 1751 году Г.Вестрис становится солистом. Правда, карьера его осложняется серьезным конфликтом с балетмейстером Лани, но ненадолго – в 1754 году он весьма успешно гастролирует в Турине и Берлине, а год спустя возвращается в Париж.

Эпоха, в которую жил Г.Вестрис, предоставляла танцовщику немало возможностей – ведь на балетной сцене тогда «царствовали» именно исполнители-мужчины (эпоха «господства» женщин-танцовщиц наступит позже). Г.Вестрис же, отмеченный красотой и элегантностью, не мог не покорить публику величественностью поз и грациозностью движений – даже его поклон партнерше перед исполнением менуэта уже вызывал бурю восторга.

Читать и писать Г.Вестрис так и не научился, что не мешало ему именовать себя одним из трех великих людей наряду с Фридрихом II и Ф. Вольтером. Нельзя сказать, что столь высокая самооценка не имела оснований – он действительно стал кумиром парижан. Его ценили даже при дворе, ему доверили учить танцами самого дофина (будущего Людовика XVI), а благородные дамы, которым предстояло сделать три реверанса перед королевским троном, когда они будут представлены при дворе, старались обучаться этому грациозному движению именно у этого танцовщика.

Г.Вестрис, несомненно, внес немало нового в балет – это касалось, например, свободы движений. Но в некоторых моментах он оказывался весьма консервативным – касалось это, например, чаконы. Традиционно этот танец – эффектная, сложная балетная композиция – становился центральным моментом спектакля, но в то время уже было немало противников включения чаконы в оперу. Одним из них был К.В.Глюк, считавший, что танцы вообще неуместны в таких благородных и трагедийных сюжетах, как, например, «Ифигения в Авлиде». Но Г.Вестрис, всегда блиставший в чаконах, настаивал, чтобы композитор написал ее. В конечном итоге, он добился своего, приведя «неопровержимый» аргумент: если древние греки не знали чакон, тем хуже для них.

Но было бы несправедливо упрекать Г.Вестриса в стремлении к «красоте ради красоты». Напротив, в балетных номерах в операх Ж.Б.Люлли и Ж.Ф.Рамо он стремился к убедительному воплощению сюжета. Например, когда он исполнял со своей сестрой Терезой пассакалью в «Армиде» Ж.Б.Люлли, оба исполнителя, по свидетельству современника, «ни на минуту не упускали из вида ложе, на котором покоился Рено».

Еще одним новшеством Г.Вестриса, потрясшим французскую публику, было появление в балетном спектакле без маски. Произошло это в 1772 году, когда танцовщик исполнял роль Аполлона в балете Ж-Ж.Новера «Медея и Язон» – исполнитель продемонстрировал, что и выразительность мимики является важной составляющей балета. Впрочем, это не единственный балет Ж.Ж.Новера, в котором выступал Г.Вестрис – были и иные: «Орфей и Эвридика», «Адмет и Алкеста», «Смерть Геркулеса» В общей сложности за свою более чем тридцатилетнюю сценическую карьеру Гаэтано Вестрис выступил в семидесяти балетных и оперных спектаклях.

Прославившись прежде всего как танцовщик, Г.Вестрис занимался и созданием собственных постановок. На этом поприще он двигался в направлении, указанном Ж.Ж.Новером, привнося в балетные спектакли драматизм, но особых высот в ипостаси балетмейстера он все же достичь не смог. Им созданы два балета – «Птичье гнездо» и «Эндимион».

Сын Г.Вестриса – Огюст – пошел по стопам отца, который стал его первым учителем. За год до того, как Вестрис-старший завершил сценическую карьеру – в 1781 году – отец и сын вместе выступали в Лондоне. О том, какой интерес вызвали их гастроли, весьма красноречиво свидетельствует такой факт: заседания парламента были приостановлены – ведь членам парламента тоже хотелось насладиться искусством знаменитых танцовщиков.

Г.Вестрис оставил сцену в 1782 году, а двадцать шесть лет спустя – в 1808 г. – он умер.

 

Музыкальные Сезоны