(р. 1938)

«Хранительница традиций, наследница вековых устоев», – таких эпитетов удостоилась советская балерина Габриэла Трофимовна Комлева.

Родина балерины – Ленинград. Детство будущей артистки не могло быть безоблачным, ведь пришлось оно на годы Великой Отечественной войны. Выжить в суровую зиму 1941 г. семье помогли сухари и кофе, которые получил отец – электромеханик Балтийского пароходства – при распределении остатков продуктов. Это спасло от смерти, но не от истощения, и к весне маленькая Габриэла была в таком состоянии, что дальнейшее пребывание в блокадном Ленинграде могло стоить ей жизни. Впрочем, эвакуация тоже была отнюдь не безопасна: лед на Ладожском озере уже таял, но Габриэле и ее матери повезло – они смогли покинуть Ленинград (отец остался в городе и в 1942 г. умер). Они были эвакуированы в Сибирь – в Нижнюю Тавду, где мать стала воспитательницей в детдоме. В Нижней Тавде оказались и другие педагоги из Ленинграда, в том числе учительница-хореограф, занимавшаяся с детьми танцами. Встреча с нею оказалась судьбоносной для Габриэлы – девочка полюбила балет.

После войны ничто не мешало вернуться в Ленинград, но мать так привязалась к своим воспитанникам, что не сразу решилась расстаться с ними, в результате срок был упущен, право на жилье в Ленинграде потеряно. Габриэлу и ее мать приютили родные, жившие в коммунальной квартире. Несмотря на неустроенность быта, мать поддерживала увлечение дочери танцем. На приемных испытаниях в хореографическом училище на девочку обратила особое внимание сама Агриппина Яковлевна Ваганова, а наставницами Габриэлы были Евгения Петровна Снеткова-Вечеслова, Варвара Павловна Мей, а затем – Вера Сергеевна Костровицкая.

В занятиях Комлева была очень усердна – настолько, что это едва не стоило ей балетной карьеры: на последнем году учебы чрезмерные усилия привели к серьезной травме. Ценой неимоверных усилий врачей и самой Габриэлы ей удалось не только восстановиться, но и совершить невозможное – выйти на выпускной экзамен вместе с сокурсниками, пропустив полгода занятий. Наряду с гран па из «Лауренсии» и па де де из «Дон-Кихота» она исполнила номер на музыку Ференца Листа («Утешение»), поставленный специально для нее Николаем Николаевичем Серебренниковым.

Габриэла Трофимовна завершила обучение в 1957 г. Карьеру в Театре им. С.М.Кирова она начинала в качестве артистки кордебалета, но в скором времени ее талант был замечен, и в репертуаре балерины появились сольные партии. Поначалу она считалась «лирической героиней», но первым, кто раскрыл всю глубину ее дарования, стал балетмейстер Игорь Дмитриевич Бельский. В его балете «Берег надежды», музыку для которого написал Андрей Павлович Петров, Габриэла

Трофимовна с исключительным драматизмом воплотила образ Потерявшей любимого.

В последующие годы балерина исполняет множество партий – заглавные роли в «Жизели» и «Эсмеральде», Одетта, Сильфида, Маша в «Щелкунчике». Особыми удачами ее стали такие роли, как Мехменэ Бану в «Легенде о любви», Раймонда, Китри. Ее исполнение партии Никии в «Баядерке» представлялось таким совершенным, что ее выступлением, по мнению балерины Веры Михайловны Красовской, мог бы восхищаться сам Мариус Петипа. Комлева работала с разными балетмейстерами, и каждый из них раскрывал новые черты в ее многогранном таланте. Например, в номере «Ковбои», созданном Леонидом Вениаминовичем Якобсоном, она предстала в образе жизнерадостной и озорной девчонки с угловатыми движениями. Одной из любимых ее ролей стала партия Девушки в балете Бельского «Ленинградская симфония», основанном на одноименном произведении Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (этот балет сохранялся в репертуаре по настоянию балерины). Работая с 1962 г. под руководством Наталии Михайловны Дудинской, Комлева освоила партию Авроры и иные классические партии. На «Класс-концертах» – творческих вечерах Дудинской – она исполняла фрагмент из «Хрустального дворца» Джорджа Баланчина и другие номера.

Какие бы партии ни исполняла Комлева, она всегда демонстрировала безупречную технику, строгость академического стиля. Балерина с сожалением отмечает, что ныне эта классическая чистота танца ушла из балета – она полагает, что многим современным исполнителям недостает того, что называется «мелкой техникой», а теми новыми техническими завоеваниями, которые появились в балете, зачастую пользуются неразумно (Габриэла Трофимовна сравнивает это с «истеричным визгом» в драматическом театре).

Завершив карьеру балерины в 1989 г., Комлева стала педагогом-репетитором в Мариинском театре. Двумя годами раньше она начала преподавать в Санкт-Петербургской консерватории. В качестве балетмейстера она возобновила и перенесла в различные театры ряд классических балетов: в Новосибирске она поставила «Лебединое озеро», в Улан-Удэ – «Спящую красавицу», в Токио – «Щелкунчика», в Берлине – «Пахиту» и «Шопениану».

Все права защищены. Копирование запрещено.