(1904-1988)
1917 год, столица Перу Лима… На сцене муниципального театра выступает блистательная Анна Павлова. Среди зрителей, покоренных искусством русской балерины – 13-летний подросток, сын английского дипломата Фредерик Мелландейн. Мальчик настолько впечатлен, что у него появляется мечта – танцевать, как Анна Павлова…
У родителей мечта Фредерика отклика не находит – два года спустя юношу отправляют в Англию, учиться в Доверском колледже. Но экономическое образование не прельщает Фредерика – бросив учебу, он отправляется в Лондон, где благодаря владению иностранными языками устраивается на работу в Сити – и продолжает идти навстречу мечте: он частным образом учится у Леонида Мясина – танцовщика дягилевского Русского балета, после его отъезда – у Мари Рамбер, а затем – у Брониславы Нижинской. В столице он не только брал уроки, но и имел возможность посещать спектакли Дягилевской труппы, покорившей в то время Лондон. Особое впечатление произвел на Фредерика балет «Спящая красавица», а классическая школа русского балета завораживала его, определяя будущий стиль.
Начиная сценическую карьеру в труппе Иды Рубинштейн и в «Балле Рамбер», молодой исполнитель меняет фамилию – теперь он зовется Фредериком Аштоном. Стать великим танцовщиком ему не суждено – для этого нужно было заниматься балетом с детства, он начал обучение слишком поздно, но есть и другой путь – и это путь балетмейстера.
Свои первые постановки Фредерик Аштон начал создавать еще в годы учения – и в этом его поддерживала наставница, Мари Рамбер. Она разглядела в своем ученике талант хореографа, и в 1926 году силами ее труппы «Рамбер» был исполнен первый балет Аштона – «Трагедия моды» на музыку английского композитора-импрессиониста Юджина Гуссенса. Постановщик и сам выступил в этом балете – в роли Портного. Позднее появляются и другие балеты на музыку композиторов той эпохи: в 1930 году – «Сюита Каприоль» Питера Уорлока, в 1931 – пародийный балет «Фасад», в 1933 – «Маски» на музыку Франсиса Пуленка.
Зарекомендовав себя как самый талантливый английский балетмейстер, ориентирующийся на классический стиль, Аштон начинает работать в труппе Нинетт де Валуа, которая впоследствии стала Королевским балетом Великобритании. Там он проявил себя не только как хореограф, но и как исполнитель характерных ролей – например феи Карабос в балете «Спящая красавица».
В театр «Ковент-Гарден» труппа перешла в 1946 году, тогда же Фредерик Аштон поставил «Симфонические вариации», основой для которых послужила музыка Сезара Франка, а два года спустя он впервые берется за многоактный балет – это была прокофьевская «Золушка».
Впоследствии Фредерик Аштон поставил немало многоактных балетов: «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля, «Сильвия» (Лео Делиб), «Тщетная предосторожность»… Иной раз балетмейстер решался на весьма неожиданные сценические «эксперименты» – например, создание балета на сюжет «Дамы с камелиями» (ведь после вердиевской «Травиаты» уже нелегко было сказать что-то новое на эту тему). Главные роли в балете «Маргарита и Арман» предназначались для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева – их дуэт возник незадолго до этого – а музыкальную основу хореограф нашел почти случайно, услышав по радио Сонату для фортепиано си-минор Ференца Листа… позднее он узнал, что у композитора был роман с Мари Дюплесси – прототипом героини романа.
Фредерик Аштон в своем творчестве отдал дан и русской литературе, создав в 1976 году одноактный балет по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне» на музыку Фредерика Шопена. Последним же его многоактным балетом стала «Ундина» на музыку Ханса Хенце, поставленная в 1958 году.
Постановки Аштона всегда отличаются сложной композицией, многого требуют от исполнителей, но в них никогда не было «техники ради техники», «танца ради танца» – в таком балете артист всегда должен проявлять проявлять талант актера, играя человеческую историю, даже если речь идет о бессюжетной постановке. Такое качество и по сей день остается характерной особенностью английского балета.
Британские власти высоко оценили заслуги Фредерика Аштона – в 1962 году он был возведен в рыцарское звание. Но еще более высокой и необычной награды он удостоился в 1988 году: балетмейстер был приглашен на день рождения королевы-матери – и в тот день королева Елизавета снизошла до того, чтобы станцевать с ним.
Две недели спустя после этого исторического танца Фредерик Аштон ушел из жизни.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев