29 октября в Московском международном Доме музыки прошел первый вечер именного абонемента Госоркестра России имени Е.Ф.Светланова. За дирижерским пультом стоял Василий Петренко, солистом был Борис Березовский

Госоркестр России – один из старейших симфонических коллективов, в чью историю вписаны имена лучших дирижеров и исполнителей, сотни выдающихся записей, вошедших в «золотой фонд» мирового музыкального наследия. В 2011 году художественным руководителем оркестра стал Владимир Юровский, а в 2016 году пост главного приглашенного дирижера занял Василий Петренко.

Программу первого абонементного вечера в ММДМ составили Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и музыка балета «Весна священная» Игоря Стравинского.

В качестве солиста Борис Березовский – один из самых востребованных исполнителей нашего времени. Его трактовки сочинений Рахманинова многие музыканты считают эталонными.

Один из главных принципов Бориса Березовского – играть нужно с удовольствием, это будет помогать и самому исполнителю, и публике. Про первое отделение можно сказать смело: несмотря на невероятную сложность концерта Рахманинова, и техническую, и психологическую, слушать и смотреть было легко. Очень радовало то, что публика переживала не за пианиста, а за музыку. На первый план в данном исполнении выходила философская идея произведения. Звуки рождались как бы сами собой, мелодии лились из-под пальцев пианиста с необычайной легкостью, весь концерт прошел буквально на одном дыхании.

Первая тема, над «простотой» и, одновременно, сложностью которой ломают голову тысячи и тысячи пианистов, была сыграна так понятно и непринужденно, так свободно, что каждый слушатель смог представить ее так, будто она всегда была в его мыслях, будто он ее автор. Первая часть звучала преимущественно на piano, подъем к кульминациям был стремительный, порывистый, и за ним следовало быстрое возвращение к приглушенным звучаниям. Вторая волна нарастания привела нас к невероятной по силе и масштабам фортепианной каденции. Каденция – одно из самых сложных мест первой части – прозвучала невероятно эмоционально. Монументальный «фортепианный симфонизм» Рахманинова предстал перед публикой во всем своем неподражаемом великолепии. В этом концерте композитор представляет фортепиано как безусловного солиста, соревнование между ним и оркестром уходит. Борис Березовский прекрасно ведет за собой оркестр – не «перекрикивает» его, надрываясь, а, проявляя исполнительскую волю, главенствует над оркестром.

Строгая, хоральная вторая часть разворачивалась как бесконечная мысль самого композитора. Цепь вариаций уводила нас далеко от реальности, наступило полное расслабление. И тем резче и неожиданнее был переход к финалу концерта. Все лирические темы остались позади, финал, по сути, явился даже не призывом к действию, а самим действием. Исполнение Бориса Березовского – это неудержимо рвущаяся вперед энергия и напор, развитие, которое, преодолевая какие-то препятствия, образует в целом ряд тяжело вздымающихся и снова ниспадающих волн. Своего апогея тема достигла в коде, данной в октавном утроении у струнных вместе с массивным аккордовым ее проведением в партии фортепиано.

Прозвучавшая во втором отделении музыка балета «Весна священная» Игоря Стравинского перенесла нас в новую эпоху. Изменился состав оркестра, изменилось время, изменилась сама музыка. Стравинский так написал о своем произведении: «Годичный круг возрождающихся и снова погружающихся в недра природы сил замкнулся и свершился в главных своих ритмах». И гипнотическая сила ритма подчинила себе все. Сложный музыкальный язык, прерывистость мелодии окутаны строгим ритмическим рисунком, он находится как бы внутри самого произведения, постепенно мы подключаемся к волне этих ритмов и становимся частью создаваемой на сцене музыки. Оркестр играл так слаженно и мощно, что, казалось, стены вот-вот разрушатся от этого грандиозного напора энергии.

Автор фото – Лилия Ольховая

фото предоставлены пресс-службой ММДМ

Все права защищены. Копирование запрещено