фигурацияЧто определяет облик музыкального произведения, в первую очередь врезаясь в память слушателя и позволяя с легкостью опознать то или иное сочинение с первых же фраз? Конечно, речь идет о мелодии – казалось бы, не приходится в этом сомневаться. Но, оказывается, так бывает не всегда. Вслушаемся в первую часть Сонаты № 14 Людвига ван Бетховена, известной под заглавием «Лунная»: если мы вычленим из музыкальной ткани мелодию и сыграем ее отдельно, ничего примечательного мы в ней не услышим. Она приобретает тот неповторимый облик, который присущ бетховенской сонате, в сочетании с непрестанно пульсирующими короткими длительностями. Этот элемент музыкальной фактуры называется фигурацией.

Латинское слово, от которого происходит данный музыкальный термин, имеет целый комплекс значений – это и «формировать», и «образовывать», и «изукрашивать», и даже «расцвечивать». Фигурация действительно «изукрашивает» фактуру, придавая ей подвижность, оживляя ее – это словно постоянно бьющееся «сердце» музыкальной ткани, наполняющее ее «дыханием» ритмического движения.

Существуют различные виды фигураций. То, что мы слышали в «Лунной сонате» – это гармоническая фигурация, она представляет собой движение в определенном ритме по аккордовым звукам. Даже в пределах этого вида возможно множество вариантов: двигаться по аккордам можно вверх, вниз, меняя направление, пропуская определенные ступени и возвращаясь к ним (в этом случае говорят о ломаных фигурациях).

Другая разновидность фигурации – ритмическая. Она подразумевает повторение аккорда или его части (в некоторых случаях даже отдельного звука) в определенном ритме. Этот способ сопровождения мелодий весьма распространен, примечательно, что его в первую очередь осваивают те, кто желает научиться «простому аккомпанементу» на гитаре.

Оба эти вида основаны на гармонии, которая в историческом развитии музыки появилась гораздо позже мелодии, и потому самым древним видом фигурации музыковеды считают мелодическую. Она тоже придает подвижность музыкальной ткани, «заполняя» ее, но, в отличие от гармонической фигурации, в ней задействованы как аккордовые, так и неаккордовые звуки, однако она подчинена мелодии и не обладает такой самостоятельностью, как контрапункт или даже подголосок.

От начала – 6.08

По своей сути фигурация подчинена мелодии, но, как мы уже видели на примере Четырнадцатой сонаты Бетховена, она может выступать на первый план, определяя «лицо» произведения и даже оттесняя мелодию. В очертаниях фигурации, сопровождающей одну тему, может зарождаться другая. Более того, встречаются сочинения, полностью построенные на движении фигураций – такова, например, Прелюдия до мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, она вся «переливается» фигурациями, словно исполняемыми на лютне (композитор в этой прелюдии изобразил одну из самых пленительных сцен Священного писания – Благовещение, а ангелов в западной традиции очень часто изображали с лютнями).

Все права защищены. Копирование запрещено