С 22 по 29 сентября в Государственном Кремлёвском Дворце прошел V Международный балетный фестиваль, в рамках которого труппа «Кремлёвского балета» во главе с худруком Андреем Петровым представила пять своих спектаклей с участием звёзд мирового балета.

Баядерка. Никия - Мария Кочеткова

Баядерка. Никия — Мария Кочеткова

Можно сказать, что «Кремлёвский балет» выбирает удачное время для своих выступлений: фестиваль стартует каждый год во второй половине сентября, практически в самом начале сезона. К этому моменту ещё ни один из московских музыкальных театров не успевает подключиться к бурной творческой жизни столицы. Таким образом, именно кремлёвцы по осени пробуждают к жизни балетоманов и всех тех, кто неравнодушен к искусству Терпсихоры.

На этот раз Кремлёвский фестиваль вышел не затянутым — всего пять классических балетов, которые, однако, привлекли особый зрительский интерес мастерством приглашённых солистов. На протяжении всех балетных вечеров публика живо реагировала на театральные выступления и тепло приветствовала приглашённых новичков. При большей рекламной раскрутке, например, такой, которую могут себе позволить именитые эстрадные артисты, фестиваль наверняка смог бы привлечь куда большее количество зрителей. Хотя наполняемость зала, который рассчитан на шесть тысяч посетителей, каждый раз явно превышала три тысячи.

Еще недавно Кремлёвский фестиваль только начинал свою жизнь и тогда, пять лет назад, значительно рисковал, когда появился на конкурентной арене столичной театральной жизни. Однако время показало, что интересных событий в Москве не бывает много. Главное — поддерживать существование таких проектов, а поклонники театра всегда найдутся.

В программе первого дня фестиваля «Кремлёвского балета» было показано «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, которое Андрей Петров поставил, ориентируясь на сценическую редакцию Большого театра 1956 года с хореографией Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского. В балете партию Одетты-Одиллии исполнила корейская балерина Хи Сео, представившая Американский балетный театр, а партию Зигфрида — бразилец Тиаго Соарес из Королевского балета «Ковент-Гарден». Обладающая хорошими данными (мягкий шаг, высокий подъём, красивые линии ног), Хи Сео привлекла внимание публики тем, как проникновенно передала образ девушки-птицы, танцующей трепетно и вдохновенно. Тиаго — фактурный, темпераментный, с пластичными руками и корпусом — довольно небрежно станцевал партию принца. Это было заметно по отдельным поддержкам в дуэте, по не выворотным стопам во время сценического бега и по тому, как он неаккуратно исполнил вариацию в па де де второго действия. Однако не очень ответственное отношение иностранного премьера не смогло испортить впечатления от всего спектакля, где главное внимание было приковано к балерине и множеству других исполнителей.

Матильда Фрустэ (Парижская Опера и Театр балета Сан-Франциско) и Иштван Симон (Дрезденский балет и Национальный балет Венгрии) составили прекрасный дуэт главных героев в «Жизели», где они показали незаурядное владение техникой и блестящее актёрское дарование. Несложно было поддаться обаянию солистов, вдохновенно и со знанием всех нюансов исполнивших свои партии (Жизели и Альберта). Фрустэ не первый раз танцует с «Кремлёвским балетом». Некогда с этой же труппой балерина выступала (в партии Анастасии) в Мариинском театре в балете «Иван Грозный» Юрия Григоровича. С тех пор артистка приобрела более уверенную манеру исполнения, а также сохранила прежнюю красоту и изящество.

Дон Кихот. Базиль - Дани Эрнандес

Дон Кихот. Базиль — Дани Эрнандес

Солисты Национального балета Кубы Виенгсэй Вальдес и Дани Эрнандес Акоста смогли показать себя в самом зажигательном классическом балете «Дон Кихот» в постановке Владимира Васильева. Артисты, танцевавшие Китри и Базиля, запомнились необычной манерой исполнения, имеющей в своей основе черты современного западноевропейского бравурного стиля и самобытной кубинской культуры. Опытная, высокопрофессиональная балерина не пыталась взять сильной техникой: хотя танцевала она уверенно, её преимущество было в необыкновенной привлекательности, которой она откровенно пользовалась, чтобы завладеть вниманием своего партнера. На фоне женственной и очаровательной Виенгсэй Дани Эрнандес выглядел более сдержанным по темпераменту. Танцовщик покорил всех лёгкостью и высотой прыжка, уверенным апломбом, а также привлёк качествами надёжного и сильного партнера. Запомнилось финальное па де де кубинских солистов, в хореографию которого они привнесли изменения. Так, в адажио балерина неоднократно демонстрировала уникальную устойчивость, долго удерживаясь на пальце (на пуанте) в первом арабеске без помощи кавалера (подобных впечатляющих трюков не существует в классической постановке).

Когда на сцене в роли Принцессы Авроры в «Спящей красавице» появилась Людмила Коновалова (Венская Государственная Опера), то мысли о других предполагавшихся заграничных претендентках как-то сами собой исчезли. Настолько чисто и убедительно балерина смогла провести одну из сложнейших классических партий! На примере Коноваловой было совершенно ясно видно, как прекрасная русская школа может удачно сочетаться с лучшими качествами европейского балета. Балерина, без видимых усилий, показала высокое мастерство. Жаль, что такие танцовщицы сегодня постоянно работают не у себя на родине, в лучших театрах России, а за границей. Достойным кавалером Людмилы выступил Роберт Габдуллин (Венская Государственная Опера), старательно и качественно исполнивший партию Принца Дезире.

Баядерка. Никия - Мария Кочеткова, Солор - Херман Корнейо

Баядерка. Никия — Мария Кочеткова, Солор — Херман Корнейо

Финальную точку в фестивальном марафоне поставила «Баядерка» Л. Минкуса с участием Марии Кочетковой и Хермана Корнейо (оба — Американский балетный театр и Театр балета Сан-Франциско). Её постановщик,? Андрис Лиепа, взял за основу хореографическую композицию балета Мариинского театра (редакция В. Пономарёва и В. Чабукиани), где решил убрать отдельные танцы. Спектакль оказался поделён на два действия, а не на три, как это было в петербуржском оригинале. Не совсем оправданно появление Золотого божка, открывающее второй акт. Но этот режиссёрский казус забывается с началом гениального по замыслу М. Петипа танца девушек-теней. С ним безупречно справились артистки балета театра: и с должным отношением к стилю, и с необходимой технической точностью.

В адрес М. Кочетковой и Х. Корнейо не хватает дифирамбов, чтобы достойно оценить их работу. Они отличались предельной собранностью и в их исполнении сразу чувствуется прекрасная школа. Оба, обладая небольшим ростом, танцевали масштабно и выразительно.

Оба виртуозны и технически практически совершенны. Их движения в танце словно священный обряд, словно необычное природное явление. Сегодня редко когда можно увидеть столь одухотворённое исполнение!

С большим вниманием к темпам артистов и их актёрским задачам отнесся Сергей Кондрашёв, дирижировавший Симфоническим оркестром радио «Орфей» на протяжении всех спектаклей фестиваля.

Подводя итоги Кремлёвского фестиваля, важно отметить, что данное событие значительно стимулировало к творчеству всех его участников — приглашённых солистов и артистов труппы. Увидеть же столь разных по манере и стилю исполнения зарубежных звёзд балета, собранных в одном месте, в Москве можно нечасто. Потому отдельные слова благодарности стоит адресовать организаторам проекта (дирекции Государственного Кремлёвского Дворца, администрации театра «Кремлёвский балет» и компании «Глобэкс промоушен») активно продвигавшим фестиваль, который стал настоящим праздником для зрителей.

 

Фото Валерии Комиссаровой