Сентябрь, особенно его первая половина – не самая активная театральная пора. В это время большинство сценических коллективов только начинает входить в форму и адаптироваться к новому сезону после летнего отпуска. Но есть и исключения. Так, театр «Кремлёвский балет», уже проведя в августе большую репетиционную работу, заявляет ни много ни мало о целом балетном фестивале.

Кремлёвский международный балетный фестиваль традиционно проходит в стенах Государственного Кремлёвского Дворца и стартует с середины сентября. В нынешнем, шестом по счету, принимали участие по-настоящему интересные балерины и танцовщики мировых балетных трупп (при содействии компании «Глобэкс промоушен» и его генерального директора Айдара Шайдуллина). Фестивальных названий всего пять: «Щелкунчик», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот» и «Лебединое озеро».

В «Щелкунчике», чью постановку еще в 1993 году осуществил худрук «Кремлёвского балета» Андрей Петров, выступили солисты Софийской Национальной оперы Марта Петкова и Никола Хаджитанев. Оригинальность хореографической версии балета П.И.Чайковского не смутила болгарских солистов. Хорошо выучив текст и заранее приехав в Москву на сводные репетиции, уже на спектакле они убедили зрителей, что способны показать не только хорошую технику, но и привнести свое актерское видение в партии главных героев. Внешне привлекательная, обаятельная, пропорционально сложенная, наделенная многими профессиональными качествами, но практически не известная в России, Петкова стала открытием для нашей публики. В сольных выходах, в дуэте с Хаджитаневым и другими артистами она убедительно доказала, что может достойно представлять и свой театр, и европейский балет.

«Щелкунчик». Мари — Марта Петкова, Дроссельмейер — Никола Хаджитанев. Фото — Елена Пушкина

«Жизель» в хореографии Ж.Перро, Ж.Коралли, М.Петипа, А.Петрова привлекла участием солистов миланского театра «Ла Скала». Это Николетта Манни – Жизель и Тимофей Андрияшенко – Альберт. Несмотря на разность и даже противоположность друг другу (она – отнюдь не хрупкого телосложения, обладающая трамплинным прыжком, более подходящим Мирте, чем Жизели; он – изящного, образцового для скульптурной лепки телосложения и романтической внешности), артисты смогли составить профессиональный дуэт, где были видны и чувства, и эстетические нюансы балета времен М.Тальони, К.Гризи и Ф.Эльслер.

«Жизель». Жизель — Николетта Манни, Альберт — Тимофей Андрияшенко. Фото — Елена Пушкина

В «Баядерке» (постановка А.Лиепы), ориентированной на версию Мариинского театра, давно ожидали увидеть приму Берлинского Государственного балета Полину Семионову. И вот эта мечта, наконец, осуществилась. Истинно звездная по статусу, красивая, пластичная, масштабная по дарованию и данным балерина достойно исполнила роль Никии, проведя ясную связующую драматическую нить от первой картины, где ее героиня смело отказывает Верховному брамину, до белого акта «Теней», являющегося квинтэссенцией возвышенной романтической любви. Партнером Семионовой выступил легкий в прыжках, академичный по манере петербургский танцовщик из Михайловского театра Иван Зайцев (Солор). Запомнилась в роли Гамзатти прима-балерина «Кремлёвского балета» Александра Тимофеева, показавшаяся содержательной актрисой в пантомимной сцене с Никией и в классическом гранд па, где она продемонстрировала уверенный апломб и техническую стабильность.

«Баядерка». Никия — Полина Семионова. Фото — Елена Пушкина

Двухактный «Дон Кихот» в постановке Владимира Васильева – особый праздничный спектакль, в котором живет темперамент солнечной Испании. В главных партиях в этом балете выступили Адиарис Альмейда (Национальный балет Кубы, Римская опера) и Тарас Домитро (Театр балета Сан-Франциско). Такой зажигательной и техничной пары за последние двадцать лет не приходилось видеть! Оба исполнителя ответственно и с полной отдачей провели отдельные репетиции, а также два прогона с труппой театра. Буквально влюбив в себя всех артистов, они с тем же, как и на репетициях, неуемным запасом энергии бросились «на абордаж» спектакля. По ходу балета Адиарис и Тарас завладели вниманием публики и вышли абсолютными победителями из донкихотовского марафона. Были ли недостатки в танце приглашенных солистов? Да! Но кто их заметил? Только очень дотошные балетоманы. В душе же каждый зритель, побывавший на кремлёвском «Дон Кихоте» в этот день, надолго сохранит яркий и незабываемый образ восхитительной танцующей пары.

«Дон Кихот». Китри — Адиарис Альмейда, Базиль — Тарас Домитро. Фото — Лидия Самсоненко

На «Лебедином озере», закрывавшем сентябрьский фестиваль, был предсказуемый аншлаг: не прийти на классику жанра с приглашенными звездами – по меньшей мере странно! В заглавных партиях объявлены Сара Лейн (Американский театр балета) и Вадим Мунтагиров (Королевский балет «Ковент-Гарден»). Их дуэт не стал эталонным. Небольшого роста и спортивной фигуры балерина не особенно подошла статному, пластичному, с выразительными стопами танцовщику. Однако это не помешало им станцеваться и создать иллюзию непростых взаимоотношений между черно-белой птицей и принцем Зигфридом. За счет великолепно отрепетированных приемов и профессиональных навыков Сара «вытянула» свою партию, но «задеть за живое» зрителей так и не смогла.

«Лебединое озеро». Одиллия — Сара Лейн, Зигфрид — Вадим Мунтагиров. Фото — Елена Пушкина

Прошедший кремлёвский балетный фестиваль принес немало новых впечатлений, навел на сравнения и размышления не только о случившемся, но и о будущем. А будущее фестиваля, как представляется, должно быть связано не только с выступлениями звезд в репертуарных спектаклях театра, но и с премьерами балетов, с более разнообразной и оригинальной программой, в состав которой не лишним было бы ввести гала-концерт с интересными и запоминающимися номерами.

Автор фото — Елена Пушкина

Все права защищены. Копирование запрещено