(1810-1884)

Фанни ЭльслерНаряду с Марией Тальони, она была кумиром для своих современников. Двух знаменитых балерин постоянно сравнивали – но правильнее всего было бы считать их равновеликими: Марию Тальони – и Фанни Эльслер. Уроженка Вены – этой «музыкальной столицы», родилась будущая танцовщица в 1810 году. На первый взгляд семья не казалась музыкальной: мать была золотовшейкой, отец работал камердинером, дед же – секретарем, но у кого они работали? У самого Й.Гайдна!

Фанни и сестра ее Тереза с малолетства обучаются танцу в школе при Бургтеатре, а впервые девочка выходит на сцену в восьмилетнем возрасте. С семнадцати лет, пройдя обучение у балетмейстера Ж.Омера, девушка выступает в Неаполе – она исполняет народные испанские танцы, а два года спустя возвращается в родной город, где выступает вместе с сестрами. Известность танцовщице принесли балеты Ф.Тальони, а также центральная партия в балете «Фея и рыцарь», созданном Вестрисом.

Следующим шагом в восхождении к вершинам славы становится для неё приглашение в Парижскую оперу. Последовали гастроли в Берлине, Лондоне и иных европейских городах, а также в Америке, и везде танцовщицу принимают восторженно – настолько, что не обходится даже без скандалов! Например, ходят слухи, что в США во время ее гастролей забастовали извозчики – якобы поклонники, носившие любимую артистку на руках, отбивали у них заработок… Может, это и было преувеличением – но значение двухгодичного американского турне Ф.Эльслер, начавшегося в 1840 г., действительно трудно переоценить – ведь она была первой балетной артисткой Европы, кто это сделал, а собственных балетных трупп в США еще не существовало, так что американцы, не побывавшие в Европе, были лишены возможности насладиться балетным искусством – и вот Ф.Эльслер изменила ситуацию.

Чем же покоряла зрителей Фанни Эльслер? Тут лучше всего прислушаться к мнению современников – например, такого авторитета, как А.Бурновиль. Датский балетмейстер говорит о «маленьких па», заставляющим «трепетать сердца». Не менее восторженно отзывается о танцовщице писатель Т.Готье, утверждая, что танцует она «всем телом от кончиков волос до кончиков пальцев». Исключительно ловкая и гибкая, балерина казалась неутомимой – даже после самых трудных номеров она сохраняла ровное дыхание (а ведь ее нередко вызывали на бис). Такой силой и энергией были отмечены и ее героини: в отличии от героинь М.Тальони, в них не ощущалось обреченности и трагедийности.

И хотя двух великих балерин постоянно сравнивали, Ф.Эльслер была скорее не соперницей М.Тальони, а ее противоположностью. Как метко заметил Т.Готье, первая казалась «христианской танцовщицей», а вторая – «языческой». Выигрышным моментом у М.Тальони были полетные прыжки и арабески, у Ф.Эльслер – изящные маленькие движения. Особенно ярко проявлялось ее дарование в ярких характерных танцах – например, в испанском танце «Качуча» в балете «Хромой бес». Исполняла она и иные национальные танцы – краковяк, тарантеллу, мазурку… особенно же покоряла публику русская пляска в ее исполнении. Костюм танцовщицы при этом был поистине роскошен – алый сарафан, бриллиантовый кокошник… Впрочем, бриллианты Фанни любила всегда: даже на прием к Папе Римскому она явилась, украсив себя множеством этих драгоценных камней. Присутствующие невольно сравнивали ее с голландской королевой, которую Его Святейшество принял за несколько дней до того – и ее наряд выглядел далеко не таким роскошным.

В биографии Ф.Эльслер немало загадок – это и история ее взаимоотношений с Наполеоном II, и ее прибытие в Россию… сведения об этом противоречивы – то ли пригласил известную танцовщицу Николай I, то ли ее вообще никто не приглашал – она приехала по собственной инициативе и не отказалась от намерения выступать, хотя гонорар ей предложили мизерный…

Так или иначе, в 1948 году Ф.Эльслер прибыла в Санкт-Петербург. Не обошлось без проблем с цензурой, наложившей запрет на… музыку к одному из балетов, сам балет при этом разрешив. Несмотря на все сложности, в октябре состоялось ее первое выступление на российской сцене. Балет был выбран не вполне удачно – «Жизель»: в роли этой страдающей героини, ставшей потусторонним существом, страстная, энергичная танцовщица выглядела не вполне убедительно. Единственный момент, вызвавший восторг зрителей – сумасшествие Жизели. Зато следующие спектакли – «Тщетная предосторожность» и «Мечты художника» – привели публику в восторг.

Но все же подлинный успех ожидал танцовщицу в Москве. При последнем выступлении в спектакле «Эсмеральда» количество преподнесенных букетов исчислялось сотнями, и исполнительница не осталась в долгу: вместо имени «Феб» Фанни из букв складывает слово «Москва».

На момент российских гастролей Фанни Эльслер было уже тридцать восемь лет – и она решает московским триумфом завершить свою сценическую карьеру. Исключение танцовщица сделала лишь для родной Вены, выступив там в 1851 году в балете Ж.Перро «Фауст». Больше она не выступала до самой смерти, последовавшей в 1884 году.

Образ знаменитой танцовщицы увековечен в искусстве: в 1934 году в Берлине состоялась премьера оперетты И.Штрауса «Танцовщица Фанни Эльслер».

 

Музыкальные Сезоны