01.11.1967 Директор и научный руководитель экспериментальной студии электронной музыки и цвета при фирме «Мелодия» Евгений Мурзин. М. Филимонов/РИА Новости

«Душой» музыки всегда считалась мелодия. Но последняя существует в единстве с тембром – всем известно, как меняется облик мелодии, если сыграть ее на другом инструменте. По этой причине композиторы и исполнители всегда искали новые тембры: по-разному комбинировали инструменты в оркестре и в ансамблях, пробовали необычные приемы игры, создавали новые модификации инструментов… Но все же конструкция и физические возможности музыкальных инструментов устанавливали определенные рамки для подобных поисков. Научно-техническая революция, которой был отмечен ХХ век, позволила если не упразднить полностью эти рамки, то значительно раздвинуть их, породив особое направление – электронную музыку.

Еще в 1907 г. итальянский композитор Феруччо Бузони в своем «Эскизе новой эстетики музыкального искусства» писал о возможностях использования электрических источников звука. Композитор считал, что это позволит преодолеть классическое деление октавы на двенадцать полутонов, выявив в ней больше звуковысотных градаций. Подобные идеи находились в русле двух противоположных тенденций того времени – с одной стороны, стремление к выделению «музыкальных атомов», с другой – к оперированию тембрами и звуковыми массами, и перспектива осуществления этих идей виделась в электронных средствах.

Первым подступом к возникновению электронной музыки можно считать создание телармониума американцем Тадеушем Кахиллом в 1912 г., но у этого инструмента не было будущего – весящий две сотни тонн и занимавший более полутора десятков квадратных метров, он был крайне неудобен в обращении. Более счастливой оказалась судьба другого инструмента – терменвокса, созданного в 1920 г. нашим соотечественником Львом Сергеевичем Терменом: две антенны создают электрическое поле, и движения рук исполнителя в нем извлекают звук, у которого можно модулировать не только высоту, но и тембр. Это качество с энтузиазмом воспринял французский композитор Эдгар Варез, с 1915 г. живший и работавший в США.

Но подлинное рождение электронной музыки, включая появление самого термина, связывается с возникновением в 1950 г. Студии электронной музыки в Кёльне. Инициаторами ее создания были Герберт Эймерт и Карлхайнц Штокхаузен. Студия эта была создана при немецкой радиостанции WDR, которая уже через год начала транслировать электронную музыку. В основе ее создания лежал синтез звуковых сигналов, при создании которых учитывалась микроструктура звука, которой композитор и должен был управлять.

Одним из самых известных создателей электронной музыки в Германии стал Штокхаузен. Среди его творений такого рода – «Пение отроков» на текст из библейской книги пророка Даниила (в этом сочинении использовалась технология синтеза речи), а также Этюды I-II. Примечательно, что Штокхаузен не только создавал электронную музыку, но и исследовал, как реагируют на нее слушатели, записывал их впечатления. Слушатели говорили об ощущении полета, о чувстве пребывания в неком ирреальном мире.

Электронная музыка нашла своих приверженцев и в СССР. Инженер Евгений Александрович Мурзин создал первый прибор, позволяющий создавать новые тембры, названный им в честь композитора Александра Николаевича Скрябина – АНС. Этот синтезатор, в котором звук управлялся световым лучом, составил основу деятельности Московской экспериментальной студии электронной музыки, основанной Мурзиным в 1964 г. В студии Мурзина работали многие отечественные композиторы-новаторы той эпохи – София Асгатовна Губайдулина, Альфред Гарриевич Шнитке, Эдисон Васильевич Денисов и Эдуард Николаевич Артемьев. Один из самых известных образцов электронной музыки, созданный в этой студии – «Поток» Шнитке, в котором развитие строится на обогащении единственного длящегося звука обертонами. Иным путем пошла Губайдулина в произведении «Vivente – non vivente», тоже созданном в рамках сотрудничества с этой студией. В его музыкальной ткани запись реального колокольного звона сопоставляется с электронной имитацией дыхания человека и кластерами, создаваемыми АНС.

В русле электронной музыки выделились различные направления. «Живая электроника» предполагает обработку записей реального звучания музыкальных инструментов или человеческих голосов, в «компьютерной музыке» синтез звука автоматизируется. В ту пору, когда электронная музыка только делала первые шаги, высказывались предположения, что она со временем совершенно вытеснит традиционные инструменты, но со временем стало ясно, что опасения напрасны – никто не хочет полностью отказываться от живого звучания акустических инструментов в пользу «космического холода» синтетических тембров. Электронная музыка заняла свою нишу и существует наряду с другими направлениями. Где она действительно незаменима – так это в музыке, сопровождающей фантастические фильмы.

Все права защищены. Копирование запрещено.