Экс-ан-Прованский фестиваль почти за 70 лет существования (следующий год – юбилейный) стал настолько популярным и значимым, что описательно-исторически говорить о нем уже не нужно. Но тех, кто впервые знакомится с масштабным событием мировой музыкальной жизни, я адресую к статье Валентины Таратуты, опубликованной на нашем сайте в прошлом году.
За недельное погружение в альтернативную для Москвы творческую атмосферу нам удалось посмотреть несколько опер, концертов и мастер-классов: об этом конкретно и пойдет речь в «отчетной» статье.
Aix Festival: из оперных постановок
«Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров»
Василий Ключевский
«Кармен», «Пиноккио» и «Дон Жуан» – запятую в этом перечислении лучше всего заменить на точку с запятой. С помощью этой элементарной детали нужные акценты расставляются сами собой.
«Пиноккио»
Мировая премьера оперы бельгийского композитора Филиппа Бусманса по либретто и в постановке французского драматурга и режиссера Жоэля Помра громким событием, к сожалению, не стала. За основу авторы взяли нестареющую историю про известного персонажа сказки Карло Коллоди, но, пожалуй, именно это и сыграло против создателей.
Этот спектакль конструировался с нуля, а значит, была бесценная возможность лавировать как угодно. Предпремьерный процесс представляется мне похожим на технологию создания современных постановок оперной классики: для режиссера с дирижером одной из главных задач является не столько переосмысление фабулы, сколько выведение на поверхность огромного числа скрытых смысловых пластов. Как правило, всё это черпается из сюжета, а если повезет – еще и из музыки.
Музыка в «Пиноккио» – безвдохновенное ремесло, она лишь грамотно и аккуратно написана. В ней нет ничего примечательного и индивидуального. Нет ни одной запоминающейся мелодии, и хотя это не новость, подобный способ работы мы знаем, например, по опере «Написано на коже», но если этот путь привел Бенджамина к абсолютному попаданию в точку и единственно верному концептуальному решению, то Бусмансу достичь нужного эффекта не удалось.
С музыкой здесь вообще тот самый крайний случай, когда партитура и вовсе не оставляет внятного впечатления (надо сказать, еще и режиссерские мизансцены отчасти были выстроены мимо или даже вопреки музыке).
Всё, что происходит на сцене – в основном вялая и неактуальная статика. Есть рассказчик, который может спровоцировать нас искать намёк, например, на «эффект очуждения» в брехтовском театре. Так или иначе, любые попытки постановщиков как-то оживить действие (сомнительные спецэффекты ярких прожекторов) или оправдать его отсутствие остались лишь попытками.
Спектакль за счёт яркости антуража могла бы спасти обычная, но качественная и эффектная детская сказка. На деле она сознательно не удалась, а «взрослая» версия не получилась. Отсюда неинтересная музыка, скудная сценография и некачественная (непродуманная) актерская игра.
«Дон Жуан»
«Пиноккио» давали в Большом театре Экс-ан-Прованса, а моцартовского «Дон Жуана» в постановке Жана-Франсуа Сивадье — на открытой площадке театра Архиепископского дворца. Здесь всё предельно соответствовало настроению теплого летнего романтического вечера: царила незамысловатость.
Из «хитростей» трактовки в глаза бросается только одна отчетливая аллюзия на бродвейскую рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Не могу сказать, что это успешно комбинируется с первоисточником, но и раздражительным фактором не становится. Чего-то еще впечатляющего и занятного в спектакле не оказалось.
В целом, «Пиноккио» и «Дон Жуан», не отличились и вокальными успехами. Безусловно, это всегда профессиональный европейский уровень, но настоящих открытий среди певцов обнаружить не удалось и кого-то «особенного» выделить невозможно.
«Кармен»
«Кармен» – французское национальное достояние оперного искусства. То, что сделал с этой оперой режиссер Дмитрий Черняков, главным образом, отвечает нескольким доминантным параметрам «того, как это должно быть»: логично, убедительно, высококлассно, захватывающе.
Почему и как всё было? На сегодняшний день эти вопросы уже неоднократно затрагивались в печати, вновь адресую читателя, в первую очередь, к двум авторам – Роману Должанскому и Вадиму Журавлеву.
Благодаря фестивальному контексту еще очевиднее становится главная особенность режиссерского метода Чернякова – он всегда успевает сделать всю свою работу, а не её часть. Большинство других спектаклей обычно содержат в себе примерно до трех идей (находок), а постановки Чернякова из них сотканы на сто процентов. Благодаря такой подробности появляется и самое важное – с первых же минут полное погружение в «материю», до финала отвлечься просто невозможно.
Не секрет, что певцы у Чернякова всегда в равной же степени (если не с перевесом) харизматичные актеры. Главный герой в этой трактовке «Кармен» однозначно Хозе, партию превосходно сделал Майкл Фабиано. Образ титульной героини стал «не целью, а средством». Кармен в исполнении Стефани д’Оустра помимо прочего особенно хорошо удавались драматические, остронапряженные эпизоды. Настоящий успех режиссера – Микаэла (Эльза Дрейзиг), образ изначально как бы затемненный, лишенный значимости, раскрылся во всей палитре человеческих чувств, практически из «неживого» стал настоящим.
С черняковской доскональностью удачно конкурировал и оркестр под управлением Пабло Эрас-Касадо: был найден идеальный баланс, как никогда уместной стала магия темпов (например, ускорения в увертюре, в сольных номерах Кармен и Эскамильо), порадовала броская кропотливость в плане динамики и выверенные по звуку эмоциональные оркестровые соло.
Одним словом, «Кармен» Чернякова на Экс-ан-Прованском фестивале – огромный успех и редкий образец сотворения из старого шедевра новый: убедительный и интригующий.
Aix Festival: концерты
Концертные программы и мастер-классы можно было бы назвать удачным дополнением к основному оперному репертуару, но объективно этот жанр занимает равноправную линию фестиваля.
Сольный концерт Сони Видер-Атертоп (как выяснилось, выпускницы Московской консерватории) – интересный пример театрализации концерта. Виолончелистка предложила авторский эксперимент, продуманный и отточенный до последнего нюанса. Она соединила в логически выстроенную линию музыку Баха, Беллини, Шумана, Гранадоса, Прокофьева, Апергиса с помощью своих собственных сочинений и импровизаций.
По принципу работы с материалом это напомнило недавно показанную в Москве инсталляцию Хайнера Гёббельса для видео, 8-канального звука, воды и волновой машины, созданную специально для «Нового Пространства». Если Геббельс использовал, как он сам говорит, «сад голосов» (редкие этнографические записи народов мира), то Соня Видер-Атертоп сфокусировалась на музыке, драматургически дополнив её литературными текстами и электронными звуками.
Техническое мастерство, высококлассное воплощение оригинальной задумки, пронзительный нерв и полная самоотдача – всё это заставило слушателей на полтора часа всецело погрузиться в то самое необходимое человеку состояние, которое так ценно…
Другой удачей фестиваля стал концерт знаменитого австрийского ансамбля Klangforum Wien, специализирующегося на исполнении музыки ХХ-ХХI вв. Сейчас, когда в большинстве своем концертная жизнь это не что иное, как музей истории музыки, во многом благодаря таким музыкантам, современная музыка способна быть актуальной не номинально, а реально.
Klangforum – непременное качество и большое мастерство. А это, можем быть уверенными, для современной музыки важнее, чем все иные компоненты удачного исполнения.
Новая музыка по естественным законам воспринимается нами сложнее, чем та, с которой мы уже знакомы. Музыканты ансамбля блестяще справляются с решением этой проблемы: партитуры исполняются ими со значительной степенью подробности, очень рельефно и доказательно. Со всеми деталями и кажущимися мелочами, благодаря тщательно выстроенной исполнительской тактике, в тот вечер можно было услышать сочинения Джачинто Шельси, Франко Донатони, Лучано Берио, Саймона Мовио и Беата Фуррера.
Как ни странно, менее всего достойным внимания во всем календаре концертов стало выступление Парижского оркестра. Два отделения построили по логике совмещения по очереди двух сюит Стравинского сначала с Третьей симфонией Шуберта, потом с Четвертой Бетховена. Музыка поистине грандиозная, а концерт откровением не стал. Дирижер Дункан Уорд предложил фактически «эмоционально очищенную» музыку, сыграл достаточно скучно, несмотря на собственную внешнюю экзальтированность.
Экс – Авиньон
Недалеко от Экс-ан-Прованса есть другой город-фестиваль – Авиньон, его собственные «декорации» буквально состоят из креативных афиш на показы драматических (в основном, но не только) постановок. То, что происходило там, совершенно другая история, но один авиньонский вечер неожиданно спровоцировал интересную параллель с вечером прованским.
Авиньонский спектакль La Fiesta (режиссер Израиль Гальбан) – экстравагантное, эмоциональное и невероятно талантливое театральное отражение испанской культуры. Ритмы, песни, танцы, обрядовая хореография, игра на национальных инструментах – всё это лишь верхний слой того, чем насыщалось действо.
А параллель возникла с концертом в Архиепископском дворце Экса, тогда на сцене был полуфольклорный, полуджазовый, а в результате стилистического сплава абсолютно цельный и уникальный ансамбль Aka Moon. В их исполнении звучали роскошные аранжировки и импровизации фольклорных мелодий арабского мира и Балкан.
Помимо очевидной схожести в обращении к фольклору, есть и другой, более важный момент. Музыканты и актеры разными средствами достигли одну цель: им удалось показать национальную культуру нетривиально, по-новому, придать ей волнующую свежесть, представить нам новые, порой обескураживающие ракурсы и показать эффектные способы постижения глубинного слоя цивилизации.
P.S.
Однозначно говорить и утверждать что-то об Эксе-2017 невозможно, действительно, фестивальный спектр чрезвычайно широк и разнообразен по всем параметрам: от жанра до результата. Говорят, предела совершенству нет, но как неистово радостно, когда происходящее на сцене близко к этому самому пределу!
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев