(1929-1996)

Эдисон ДенисовОтечественная музыка имеет ряд представителей, которые являются гордостью нашего времени. В этот список музыкантов совершенно заслуженно попал композитор Эдисон Денисов. Закончив Томское музыкальное училище, где он специализировался на фортепианной игре, и получив высшее образование в физико-математическом университете, Эдисон вслед за Пифагором и многими другими философами осознал, что музыка и математика имеют теснейшую связь. Поэтому неудивительно, что его следующим шагом стало поступление в престижную Московскую консерваторию, где его куратором стал Виссарион Шебалин.

Московская консерватория дала свою ученику многое, но, главное, познакомила с творчеством выдающихся композиторов. Дмитрий Шостакович был Денисову ближе других, в его музыке он черпал вдохновение. Консерватория научила Эдисона всему, что когда-то знали и умели покинувшие этот мир творцы музыки. Однако познакомить с современным миром музыки она была уже не в силах.

Находясь в поиске, Денисов буквально под микроскопом изучил музыку  Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита, Клода Дебюсси, Арнольда Шенберга, Антона Веберна, Белы Бартока. Эдисон был критичен в своих исканиях и безоговорочно отвергал опыт, который не соответствовал его представлениям об идеале.

Нащупав свою дорожку где-то к 60-м годам, Денисов пишет «Солнце инков», в его музыке слышится свист ветра, дробь дождевых капель, шорох листьев и звон цветов. Природа Денисова обладает душой человека. Музыка расходится радугой, переливаясь и сияя, как после грозы.

Три пьесы для виолончели, написанные в 1967 году, настраивают душу на поэтический лад, взвинчивают напряжение и переходят в нежнейшую пастель, чтобы потом выбить почву из-под ног уколами рапиры и даже пушечными выстрелами. Следующее фортепианное трио, которое написал Эдисон в 1971 году, это музыка в ритме влюбленного сердца, пылкая, волнующая, лихорадочно пылающая и угасающая.

Если подходить к теории музыке Эдисона, можно сказать, что он использует многие стили.

Однако в своем творчестве он избегает типовых, проверенных, модных направлений современной музыки. Эдисона восхищало многое, но он никогда не брал чужое, чтобы изменив внешне, выдать за свое. Опрощение, возведение банальности до гениальности, беспорядочное приспособленчество  — он решительно отвергал. Эдисон верил только в красоту.

Красота музыки прошлого неоспорима, ведь она сохранила свое очарование и поныне. Задача композитора — создавать другую красоту, которая заиграет новыми красками и заворожит слушателей: сегодня, завтра, через пять и через сто лет.

Обращение к женской красоте, к женским чарующим образам, вдохновило Эдисона на создание пяти пьес для флейты, фортепиано и ударных.

В этой галерее портретов значатся: пушкинская Лиза из «Пиковой Дамы«, Людмила Глинки, Лорелея Листа, Мария Берга, Донна Анна Моцарта.

Удивительный эксперимент Эдисон провел в 1969 году, когда воссоздал песни птиц. Слушатели, сидящие в концертном зале, вдруг услышали щебет лесных пичужек, уловили аромат трав, почувствовали зной, услышали шум листвы.

Природа для Эдисона — это кладезь вдохновения. Восход солнца дарит человеку столько эмоций, что их сложно уложить в стройный ряд ощущений. Иногда природа — это больше, чем музыка, подслушанная и написанная композитором, природа — это мифология музыки.

Не меньшее влияния, чем русская береза и бесконечная степь, оказал на композитора русский фольклор.

Прочные корни связывают цикл «Плачи» с плодородной черноземной почвой русской народной поэзии. Денисов отвергает декор, стилизацию, выдержки, он создает музыку у истока, где чувствуется насыщенное языческое колдовство, где живут лешие, где русалки расчесывают волосы, где домовые прячутся за печкой, где бродит богатырь Святогор, где Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич гонят в шею поганых из земли русской.

На цикл «Голубая тетрадь» Эдисона вдохновили поэты Серебряного века Введенский и Хармс, в полной мере он передает изысканность, выверенность, точность звука  абсурдного стиха, где правда и ложь сличаются, где понятия выворачиваются наизнанку и смыслы-перевертыши шествуют по Вселенной, «высоко подняв срамную голову».

Нарочитый гротеск, рвущий швы мироздания, созданный, казалось бы, из забавы, из желания покуражится, на самом деле нечеловеческий, инопланетный взгляд, который не знает категорий, не знает шаблонов и установившихся понятий. На чужеземном языке он шепчет, что видит искореженный мир, где тихо плачет музыка.

С 70 годов Эдисон экспериментирует с крупными формами. Его «Реквием», инструментальный концерт, представляет собой размышление о жизни, о поиске ее смысла.

Наверное, лучшими творениями Эдисона Денисова стали  написанные в 80-х годах концерты: Скрипичный, Виолончельный, концерт для саксофона; оперы: «Пена дней», «Четыре девушки»; балет «Исповедь».

Создавая музыку, Денисов обращается к творчеству писателей и художников, которые разжигают его воображение.

Мастерство композитора отчетливо выразилось в Симфонии для большого оркестра, написанной в 1987 году. Зрелый мастер, обращаясь к своим сочинениям, замечает, что главную роль в его творчестве играет лирика.

Композитор оперирует широким диапазоном звучаний, которые воспроизводят даже шум ветров, рожденных розоперстой и прекраснокудрой богиней зари Эос: порывистый западный Зефир, суровый северный Борей, ласковый южный Нот.

Когда вся Россия праздновала 1000-летие крещение Руси, Денисов, попавший под большое впечатление от грандиозного события, представил миру произведение «Свете тихий».

Денисов не отходил от русских традиций и свято чтил их, он следовал путем избранных: Пушкина, Тургенеева, Толстого. Стремясь в высь, где слышен прекрасный тихих звон, он достиг красоты путями, отвергающими легковесность, лживость, недобросовестность, пресность, так типичных для массовых направлений музыки.

Высшая реальность, считал Денисов, создается величайшими творениями художников.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено