(1921-2008)

Среди певцов, блиставших на оперной сцене во второй половине ХХ столетия, особое место занимает Джузеппе ди Стефано. Его назвали «золотом голосом», а некоторые исследователи видят в его исполнительской манере прямое продолжение традиций Джованни Батиста Рубини.

Начало жизни Джузеппе как будто не предвещало музыкальной карьеры. Уроженец сицилийской деревни Мота Сант-Анастасия недалеко от Катании, сын портнихи и сапожника, он мечтал стать военным, каковым являлся его отец до того, как занялся сапожным ремеслом. Потом юноша задумывается о духовной карьере и поступает в иезуитскую семинарию, расположенную в Милане. Но именно здесь в его судьбе происходит крутой поворот: один из соучеников был большим знатоком и ценителем певческого искусства, он обратил внимание на необыкновенные достоинства голоса Джузеппе и уговорил юношу обучаться вокалу. Джузеппе последовал совету: семинарию он бросил и стал брать уроки вокала у Луиджи Монтезанто. Против такого решения сына родители возражать не стали, более того – они переезжают в Милан, чтобы поддерживать его.

Музыкальные занятия Джузеппе были прерваны началом Второй мировой войны. Молодой человек был призван в армию. Как известно, эта война многим стоила жизни, и неизвестно, как сложилась бы судьба ди Стефано, но его спас собственный талант: прекрасный голос солдата понравился офицеру, любителю музыки, и благодаря покровительству офицера на передовую Джузеппе не отправился.

В 1943 г. воинская часть отправляется в Германию, и молодому человеку удалось бежать из нее. В Швейцарии, куда отправился он, ди Стефано дает первые свои концерты, на которых поет песни Италии и известные оперные арии тенорового репертуара.

Вернуться на родину и продолжить вокальные занятия под руководством Луиджи Монтезанто ему удалось лишь после завершения войны. Оперный дебют молодого певца относится к 1946 г., в Реджио-Эмилия он исполнил роль де Грие в произведении Жюля Массне. По прошествии года ему улыбнулась удача: в Италии отдыхал директор американского театра «Метрополитен-опера». Он прослушал молодого исполнителя и пришел в такой восторг, что решил: этот певец должен петь в Нью-Йорке в этом же сезоне! Так оно и произошло: в 1948 г. ди Стефано исполняет в США роль Герцога Мантуанского, а в последующие пять сезонов поет немало лирических партий – Ринуччо в «Джанни Скикки», Неморино, Альфред, Вильгельм в «Миньон» Амбруаза Тома. В качестве солиста этого американского театра он гастролирует в государствах Южной Америки. О том, какой грандиозный успех сопутствовал певцу, свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что в Рио-де-Жанейро его вызывали на бис, хотя запрет на это не нарушался там в течение многих лет.

В «Ла Скала» ди Стефано поет с 1952 г. В «Джоконде» он исполняет партии Энцо и Рудольфо, в «Силе судьбы» – Альваро, поет он и Туридду, и Неморино, и Альфреда, и Рудольфа. Его массивный, насыщенный и в то же время парящий голос с особой полнотой раскрывается в операх Джузеппе Верди и представителей веризма. Выразительнейшая фразировка позволяет насытить таким первозданным чувством даже такие фрагменты, которые все любители оперы давным-давно выучили наизусть – например, арию Каварадосси. Когда же он пел в «Миньон», даже известная певица Тоти даль Монте не могла сдержать слез. Со второй половины 1950-х гг. ди Стефано гастролирует в Европе. В Западном Берлине исполняет он роль Эдгара в «Лючии де Ламмермур». Впоследствии певец еще не раз выступал в этой партии, участвовал он и в записи «Лючии де Ламмермур», где заглавную партию пела Мария Каллас. И он был поистине достоин такой партнерши: партия Эдгара стала одним из величайших достижений певца. Критики утверждали, что одной этой записи было бы достаточно, чтобы причислить ди Стефано к величайшим певцам эпохи.

Артист поет в Чикаго, Нью-Йорке, Риме. Но он расширяет не только географию своих выступлений, но и репертуар, в котором появляются теперь партии не только лирического, но и драматического тенора: Радамес, Ричард в «Бале-маскараде».

Немало ролей сыграл он в Вене. Здесь ди Стефано выступал в «Травиате», «Паяцах», «Любовном напитке», «Бале-маскараде», «Мадам Баттерфляй». Неизгладимое впечатление произвело на зрителей и критиков исполнение им партии Хозе: так и казалось, что свершится чудо – что Кармен не сможет отказаться от такого мужчины – нежного и пылкого!

Но, к сожалению, голос – самый капризный «музыкальный инструмент», а молодые годы остались позади. Исполняя роль Гофмана в Нью-Йорке в 1965 г., ди Стефано обнаруживает, что уже не может справляться со сложностями этой партии так, как прежде, а «Бал-маскарад» в Буэнос-Айресе приходится отменить…

Столкнувшись с такими печальными изменениями, певец делает неожиданный ход: он обращается к оперетте. В Монреале он поет в «Стране улыбок» Франца Легара, в Риме – в «Орфее в аду» Жака Оффенбаха.

В начале 1970-х гг. исполнитель все же возвращается к опере. Он поет в «Федоре» в Барселоне, в «Богеме» в Мюнхене и Милане. Но голос его уже кажется «уставшим». В 1973 г. он сопровождает Марию Каллас во время прощального тура, после чего его вокальная карьера прерывается – проблемы с голосом становятся слишком ощутимыми.

И все же ди Стефано вышел на сцену еще раз – в 1994 г. он исполнил партию старого императора в «Турандот».

В 2004 г. недалеко от своей виллы в Кении Джузеппе ди Стефано был жестоко избит неизвестными. В последующие годы он перенес две операции, в 2007 г. впал в кому, а в 2008 скончался.

 

Музыкальные Сезоны