Джордж Баланчин вошел в историю как основоположник американского балета – хотя на свет он появился в 1904 году в другой в стране. Родиной его была Российская империя, а отцом – композитор Мелитон Баланчивадзе, которого называли «грузинским М. И. Глинкой». Композитором стал впоследствии и младший брат Георгия Баланчивадзе – именно так именовался в детстве будущий балетмейстер.
Учиться балету Георгий начал в девятилетнем возрасте – в школе при Мариинском театре, затем в Петроградском театральном училище. Первой его балетной партией стала роль амура в балете «Спящая красавица», исполненная в 1914 году. Балетмейстер всегда гордился тем «императорским стилем», который он усвоил в Петербурге – и противопоставлял его московской школе, где преобладала «акробатика».
Окончив училище в 1921 году, Г. Баланчивадзе становится артистом бывшего Мариинского театра, который теперь именовался Государственным театром оперы и балета. Одновременно он учится в консерватории и организует экспериментальную группу «Молодой балет» – так он впервые проявил себя как хореограф.
Время было тяжелое для всей страны, а для артистов – тем более. Но в 1924 году нескольким молодым танцовщикам, включая Г. Баланчавадзе, улыбнулась удача – они получили разрешение на зарубежные гастроли. Георгий воспринял это как возможность выехать из страны, чтобы не вернуться…
В Лондоне на него обратил внимание С. Дягилев – и он стал хореографом «Русских Балетов». По совету С. Дягилева он изменил имя и фамилию на европейский лад – и с тех пор именовался не иначе как Джордж Баланчин.
Во время одного из спектаклей Дж. Баланчин повредил колено – и теперь главным его полем деятельности становится именно хореография. «Видеть музыку, слышать танец» – так он сам сформулировал свое творческое кредо.
Работая в «Русских Балетах», хореограф создал 10 балетов, среди которых особенно выделяется истинный шедевр неоклассического стиля – «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского. Это был один из первых, но не последний опыт сотрудничества композитора и балетмейстера.
После смерти С. Дягилева Дж. Баланчин уходит из «Русских Балетов», работает в Англии, в Дании, но в конечном итоге приходит к мысли о создании собственной труппы. Она получила название «Les Ballets 1933», хореограф успешно поставил с нею несколько балетов на музыку К. Вайля, Д. Мийо и А. Соге. Правда, жизнь труппы была недолгой – всего несколько месяцев.
Именно с американским периодом жизни Дж. Баланчина связан рассвет его творчества. При финансовой поддержке Л. Кирстайна в начале 1934 года он создал Школу американского балета. Силами ее учеников он поставил балет «Серенада» на музыку П. И. Чайковского. Далее последовало создание профессиональной труппы под названием «Американский балет». Не всегда балетмейстеру сопутствовала удача – например, балет «Убийство на Десятой авеню» получил разгромные рецензии – но неудачи не могли его остановить. И в результате напряженного труда и неустанных творческих поисков Дж. Баланчин становится признанным лидером и американского балета, и неоклассического направления.
В 1940 году он принимает американское гражданство, а в 1941 поставил два балета, ставших в его творчестве особенно знаменитыми – «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха и «Балле империал» на музыку П. И. Чайковского, оба балета создавались для труппы «Американ балле караван».
В 1946 году Дж. Баланчин при содействии все того же Л. Кирстайна создает труппу «Балетное общество», которая с 1948 года существовала под названием «Нью-Йоркского городского балета».
Главным направлением творчества Дж. Баланчина становится «чистый танец», противопоставляемый сюжетным балетам. Основой его творчества всегда становилась музыка, которую он обязательно должен был «увидеть». Если в процессе чтения клавира с листа ему это не удавалось, он понимал, что это не его произведение. Но если балетмейстер смог в каком-либо произведении «увидеть музыку и услышать танец», то замысле балета разрабатывался с невероятной простотой.
Диапазон музыки, с которой работал Дж. Баланчин, был достаточно широк: П. И. Чайковский, П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, К. В. Глюк, Ж. Бизе, В. А. Моцарт, М. Равель… Современники ставили его в один ряд с такими гениями эпохи, как И. Ф. Стравинский и П. Пикассо. Есть у Дж. Баланчина и еще одна своеобразная заслуга: в 1954 году он поставил свою версию «Щелкунчика» – и с легкой руки балетмейстера этот балет стал в США рождественской традицией.
Дж. Баланчин умер в 1983 году в Нью-Йорке.
Его значение в истории балетного искусства точнее всего определил М. Бежар: «Дж. Баланчин перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II».
Музыкальные Сезоны
Бежар — точен. Ни о каком прорыве,о котором талдычат,начиная с Гаевского советско-российские знатоки балета и речи нет.