Джон Ноймайер«Среди живущих хореографов я, пожалуй, единственный, кто считает, что движение является результатом эмоции», – так сказал однажды о себе в интервью американский хореограф Джон Ноймайер.

Будущий выдающийся балетмейстер современности родился в 1939 году (в некоторых источниках указывается 1942 год) в американском городке Милуоки, где даже балетной школы не было, да и семья не имела отношения ни к искусству вообще, ни к балету в частности – но это не помешало мальчику заинтересоваться судьбой и творчеством В. Нижинского и ощутить танец как неотъемлемую часть самого себя.

Став студентом университета Маркетта в Чикаго, где он специализировался по театру и английской литературе, юноша одновременно учится классическому танцу у Ш. Рейли, одновременно занимается в балетной школе и выступает в составе труппы С. Ширер, что позволяет ему освоить технику модерн. Уже тогда он начал создавать собственные постановки. Окончив университет, Джон совершенствует свое мастерство в Копенгагене под руководством консультанта Королевского Датского балета Веры Волковой, а затем – в Лондоне.

В 1963 году Дж. Крэнко приглашает молодого танцовщика в Штутгартский балет, где Дж. Ноймайер выступает в течение шести лет – и как исполнитель сольных партий, и как хореограф. В 1969 году он становится руководителем Франкфуртского балета. Здесь он ставит свой первый большой балетный спектакль – «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. В постановке Дж. Ноймайра немало новых элементов, которых не было у других хореографов – например, призраки Ромео и Тибальта, появляющиеся перед принявшей снотворное Джульеттой, а печальную судьбу влюбленных «предсказывает» представление бродячих артистов, которое вместе с другими персонажами смотрит Ромео. Но главной темой балета становится противопоставление живой непосредственности главных героев другим действующим лицам, живущим в мире заученных ритуалов.

Еще более нетрадиционной стала его постановка «Щелкунчика»: в образе Мари подчеркиваются черты девочки-подростка – некоторая неловкость, угловатость, при этом сил зла, олицетворяемых в оригинале мышами, нет вообще, а в своем сне девочка попадает в балетный класс.

С 1973 года Дж. Ноймайер возглавляет балет Гамбургской государственной оперы. Труппа не в лучшем состоянии, начать приходится с увольнения нескольких артистов – но со временем балетмейстер преодолевает недоверие, вызванное столь непопулярными мерами, труппа под его руководством становится одной из лучших в мире. Немецкая публика полюбила его «повествовательную» хореографию – но, видя недостаточность развития традиций классического балета в Германии, хореограф каждый год представляет серию премьер из творчества других балетмейстеров, которая всегда завершается концертом имени В. Нижинского, где выступают приглашенные звезды.

Среди произведений Дж. Ноймаера немало балетов, созданных на основе литературных произведений разных писателей – У. Шекспира(«Отелло», «Гамлет-подразумеваемое», «Сон в летнюю ночь»), А. Чехова («Чайка»), Г. Х. Андерсена («Русалочка»), А. Дюма-сына («Дама с камелиями»). Даже самая первая его постановка – «Небесные гончие» – была создана на основе религиозно-философских стихов Ф. Томпсона. Обращался балетмейстер к религиозной тематике и в зрелые годы – замысел балета «Страсти по Матфею» на музыку И. С. Баха он вынашивал 10 лет. Сам балетмейстер исполнял в нем роль Иисуса Христа. В спектакле принимали участие более 40 танцовщиков, не все из которых были христианами – тем не менее, им удалось воплотить евангельский сюжет.

Берясь за сюжеты, уже имеющие прославленное музыкальное воплощение, Дж. Ноймайер не пытается идти «по пути наименьшего сопротивления»: например, ставя «Даму с камелиями», он использовал не «Травиату» Дж. Верди, а музыку Ф. Шопена, а балет «Пер Гюнт» он создавал не на музыку Э. Грига, а на специальной написанную для этой постановки музыку А. Шнитке.

Если же Дж. Ноймайер берется за классические балетные шедевры, его трактовка всегда оказывается необычной – как, например, в спектакле «Иллюзии – как «Лебединое озеро». Номера партитуры П. И. Чайковского он поменял местами, а сюжет изменил полностью, взяв за основу трагическую судьбу короля Людвига II Баварского.

Труппа Дж. Ноймайера не раз выступала в России: в 1981 году – в Ленинграде, в 1990 – в Москве, а в 2003 участвовала в фестивале «Звезды белых ночей». В 2001 году балетмейстер перенес на сцену Мариинского театра свою постановку «Весны священной» И. Ф. Стравинского и поставил в этом театре балет на музыку А. Шнитке «Звуки пустых страниц».

 

Музыкальные Сезоны