(р. 1975)

Имя Джессики Ланг хорошо известно поклонникам современного танца, хотя в детстве ее представления о собственном будущем были совершенно иными. Когда Джессику спрашивали, кем она хочет стать, когда вырастет, девочка неизменно отвечала: «Астронавтом!» Но в жизни она избрала для себя иные «полеты» – полет танца, полет творческой фантазии.

Родители заботились о разностороннем развитии Джессики и ее сестры Стефани. Девочки занимались верховой ездой, плаванием, катанием на коньках, и уроки танца Джессика тоже начала посещать вместе с сестрой. Родители не предполагали, что дочери будут заниматься танцами для общего развития и не ожидали, что они сделают карьеру в этой области. Однако сестры сами определили свою судьбу. Стефани Ланг выступала на Бродвее (в том числе в знаменитом мюзикле «Кошки»), затем занялась преподавательской деятельностью. Талант Джессики тоже проявился рано, и тогда мать сделала все, чтобы ее дарование могло развиваться. Одним из наставников танцовщицы был Джо Лантери. Он обратил внимание на талантливую девочку-подростка во время своего мастер-класса в Филадельфии, заметив, что танцовщица, несмотря на свой юный возраст, имеет хорошую подготовку, а ее танцевальные движения обладают особой ясностью и чистотой.

Джессика получила образование в Джульярдской школе, где преподавал Джо Лантери. Завершив учение, она начала карьеру в труппе американской танцовщицы и хореографа-новатора Твайлы Тарп, которую Ланг считает одной из величайших балетмейстеров мира, ей нравилось работать под ее началом, и все же со временем танцовщица почувствовала, что роль исполнительницы перестает ее устраивать – у нее появилась потребность воплощать собственные творческие идеи. В течение двенадцати лет она сотрудничала с различными труппами в качестве приглашенного хореографа. Такую систему работы Ланг называет «жизнью странствующего подмастерья», который «всегда в дороге» – она постоянно чувствовала себя «гостем в чужом доме». Таким образом, она пришла к мысли о необходимости создания собственной труппы.

Это намерение Джессика Ланг осуществила в 2011 г., создав труппу современного балета «Jessica Lang Dance». Этот исполнительский коллектив еще молод, но уже успел заслужить и внимание критиков, и любовь публики. Спектакли сочетают в себе виртуозность и чистоту линий неоклассики со смелостью современного танца. Источники вдохновения Джессики Ланг многообразны. В одном из интервью она призналась, что ее мечта – танцевать в музеях, и она действительно осуществляла музейные перформансы. Работая с телами танцовщиков, как искусный скульптор, хореограф создает композиции, естественной частью которой становятся и костюмы, и драпировка, и другие составляющие сценического антуража. Основой ее творческих идей становятся произведения живописи и архитектуры, литературные шедевры, она сотрудничает с фотографами, скульпторами, архитекторами – в частности, со Стивеном Холлом. В 2016 г. в нью-йоркском театре City Centre был представлен их совместный проект «Tesseracts of time» – композиция из шести кубов, внутри которой разворачивается танцевальное действо, позволяет взглянуть на архитектуру как на искусство, существующее не только в пространстве, но и во времени.

Источником вдохновения для хореографа становятся и немеркнущие шедевры прошлого, и события современности. Созданный в 2008 г. спектакль «Соло Баха» основан на скрипичных сонатах Иоганна Себастьяна Баха. В 2016 г., когда мир отмечал четырехсотлетие со дня смерти Уильяма Шекспира, Ланг создала спектакль «Тихие сладкие думы», основой которого послужили сонеты великого английского драматурга и поэта. Любовь, смерть, неумолимое течение времени – ассоциации с этими вечными темами вызывает танец.

Совсем иной характер носит постановка «Взгляд на тысячу ярдов». Создание спектакля для Джессики Ланг всегда сопряжено с тщательными исследованиями избранного предмета – и в данном случае это было общение с участниками военных действий. Результатом стало отображение образа войны в балете: по залитой «мертвым», пугающим зеленым светом сцене движутся, чеканя шаг, персонажи-солдаты, кажущиеся «не вполне живыми» в своих идеально синхронных движениях. Сопровождает действо музыка Людвига ван Бетховена – третья часть Струнного квартета № 15.

Талант Джессики Ланг проявляется не только в хореографическом искусстве, но и в оперной режиссуре – и в этом она тоже показала себя истинным новатором. Ее режиссерская работа основывалась на музыкальном произведении, предназначенном для концертного исполнения, а не для спектакля – духовной кантате Джованни Баттиста Перголези «Stabat mater». Этот спектакль был представлен в 2013 г. в США на оперном фестивале «Глиммерглас». В 2016 г. в Сан-Франциско Ланг работала в качестве хореографа над постановкой оперы Джузеппе Верди «Аида» в сотрудничестве с режиссером Франческой Замбелло.

Все права защищены. Копирование запрещено