Россини Сорока-воровкаЕсли в ранний период творчества среди произведений Джоаккино Россини преобладали комические оперы, то после «Золушки», созданной в 1817 году, он чаще обращается совсем к другим сюжетам. В феврале того же года композитор отправился в Милан и заключил с театром «Ла Скала» договор на создание оперы в двух действиях. Либретто было предложено ему руководством театра – его написал за год до того Джованни Герардини, и предназначалось оно для другого композитора – Фердинандо Паэра, но тот по каким-то причинам оперу создавать не стал.

Основой для предложенного Россини либретто послужила пьеса, созданная французскими драматургами Луи Шарлем Кенье и Жаном-Мари д’Обиньи «Сорока-воровка, или служанка из Палезо». Эта «бульварная мелодрама», в основу которой легли реальные события, была впервые поставлена в 1815 году Париже, в театре «Порт-Сен-Мартен», и пользовалась успехом. В отличие от Ф.Паэра, Россини от предложенного либретто не отказался, но потребовал, чтобы Дж.Герардини внес в него некоторые изменения. Признавая, что либреттист обладает «большим опытом в судебных делах», композитор согласился предоставить ему полную свободу в сцене суда, но в остальном настаивал, чтобы Дж.Герардини следовал его указаниям.

Опера «Сорока-воровка» была произведением, которое ждали – слишком долго театр «Ла Скала» предлагал своим зрителям оперы Й.Штунца, Й.Вейгля и иных композиторов, не являющихся итальянцами, и публике хотелось музыки, созданной соотечественником. Большое значение имело создание оперы для «Ла Скала» и для самого Россини – после успешной премьеры «Пробного камня», состоявшейся в 1812 году, композитору в этом театре не везло: в 1813 году здесь был освистан «Аврелиан в Пальмире», в 1814 году миланская публика весьма холодно приняла «Турка в Италии», который показался повторением «Итальянки в Алжире»… и вот – впереди новая миланская премьера.

Жанр оперы «Сорока-воровка» определяется как семисериа – «полусерьезная опера», в которой комедийные элементы сочетаются с драматическими. Начинаясь как непритязательная комедия из сельской жизни, во втором акте опера возвышается до подлинной трагедийности. И хотя все завершается благополучно – «преступницей» оказывается ручная сорока, невиновность героини-служанки становится очевидной, и даже ее отец – солдат-дезертир – помилован, это не отменяет остроты социальных проблем, выраженных в опере. С особой теплотой охарактеризованы образы бедняков – Нинетты и ее отца, мальчика Пиппо. Беззащитности этих персонажей противопоставлены острохарактерные образы героев отрицательных. Относительно будущих событий оперы никаких иллюзий не оставляет уже увертюра: исполненная красивых, изящных мелодий, сменяющих друг друга, расцвеченных виртуозными пассажами, начинается она все-таки с барабанной дроби, которая появится позже во втором акте, когда Нинетту поведут на казнь… Эта барабанная дробь изрядно удивила слушателей на премьере, и с нею связана история, претендующая на реальность и изрядно усилившая интерес миланской публики к опере. Рассказывают, что некий ученик скрипача из театра «Ла Скала» был так возмущен введением барабанов в оперную партитуру, что публично грозился убить Россини. Композитор встретился с молодым человеком и привел ему неопровержимый аргумент: в одной из сцен оперы присутствуют солдаты, и они не скачут верхом – а пехотинцам барабаны необходимы: «Использование барабанов в оркестре обусловлено требованием драматического правдоподобия», – говорил композитор.

Да, о «драматическом правдоподобии», создавая «Сороку-воровку», Россини заботился не в меньшей степени, чем о красоте мелодий и оркестровке, стремясь, чтобы звучание заполняло огромное пространство зала «Ла Скала», и для оркестрантов партитура «Сороки-воровки», пожалуй, оказалась не менее сложной, чем для певцов. И усилия композитора увенчались успехом: на премьере, состоялась которая в мае 1817 года, публика приняла оперу восторженно. После спектакля Россини признавался, что устал – видимо, от многочисленных поклонов, на которые вызывали его слушатели. Особенно бурные аплодисменты вызывала увертюра – и так было на протяжении всех двадцати семи представлений, которые выдержала опера за один сезон.

Мнения критиков разделились. Так, один из них заметил только «шум» в увертюре (по-видимому, намекая на те самые барабаны), другой же отмечал, что несмотря на смерть Дж.Паизиелло и Д.Чимарозы, Италия по-прежнему «является родиной классических мастеров». Но все же большая часть отзывов носила одобрительный характер – даже немецкие критики сочли «Сороку-воровку» лучшей из некомических опер Джоаккино Россини.

И хотя опера «Сорока-воровка» ставится реже, чем «Севильский цирюльник», ее грандиозная увертюра весьма часто исполняется оркестрами.

 

Музыкальные Сезоны