Россини Моисей в ЕгиптеВ 1818 Джоаккино Россини получает от неаполитанского театра заказ на оперу, поставить которую предполагалось на Пасху. В такие дни запрещались спектакли светского содержания – нужна была опера на религиозный сюжет… разумеется, такой, который увлечет итальянскую публику. Итальянцев же в это время волновала идея борьбы за освобождение своего народа – как и библейского пророка Моисея, который по велению Бога организовал исход евреев из египетского рабства. Вот на этом сюжете и остановили свой выбор композитор и либреттист Леоне Андреа Тоттола. Правда, основой стал не библейский текст непосредственно, а написанная по его мотивам пьеса малоизвестного итальянского писателя Ф.Рингьери «Озирид».

«Моисей в Египте» уходит корнями в традиционную итальянскую оперу-seria: историко-легендарный (в данном случае библейский) сюжет, на фоне которого разворачивается любовная интрига – сын фараона Озирид и еврейская девушка Анаида любят друг друга. Но не влюбленные становятся главными героями оперы, а мудрый вождь своего народа, и пария центрального героя поручается басу. И, разумеется, в музыкальной речи такого величественного персонажа не место эффектным пассажам – как и в партиях двух его родственников-соратников, брата Аарона и сестры Марии. Стиль их вокальных партий, близкий к ораториальному, отделяет евреев, чтущих истинного Бога, от суетных египтян.

Есть в опере «Моисей в Египте» и многое другое, что не было характерно для оперы-seria: главную роль играют не традиционные колоратурные арии (сольных номеров вообще не так уж и много), а ансамбли и хоровые сцены. Эти хоры поражают благородной простотой своего мелодического и гармонического склада, что роднит их с народными песнями. Таков, Хор из интродукции («О несчастье…»). Стендалю, присутствовавшему на премьере, даже перестала казаться смешной «казнь тьмой», которую так легко изобразить в театре, как только он услышал первые такты этой мелодии – и он уже видел перед собою лишь погруженный в скорбь народ.

С хоровыми сценами сливаются, перерастая в них, даже сольные номера – так, в третьем действии октет с хором строится на исполняемой Анаидой мелодии («Дрожу и вздыхаю»). Но чаще всего в качестве «корифея» хоры выступает Моисей, подтверждая тем самым свою роль вождя еврейского народа. Самой впечатляющей сценой оперы выглядит молитва «С небесного престола» из четвертого действия: величественно-благородную мелодию, первоначально проведенную Моисеем под аккомпанемент арф, перенимают и развивают другие солисты, а затем – хор. Трудно представить, что изначально этой грандиозной сцены в опере не было, Россини написал ее позже – в 1819 году, и вызвано это было… несовершенством театральной техники: молитва призвана была отвлечь внимание публики от неубедительного изображения морских волн, но в результате получился шедевр. «Мне кажется, я присутствую при освобождении Италии», – писал об этой сцене О.Бальзак.

Весьма необычен и финал оперы, представляющий собой симфоническую картину бури.

Триумфальная премьера нового произведения Россини – «трагического священнодействия», как обозначил автор его жанр – состоялась в марте 1818 года в Неаполе, в самом крупном театре этого города – «Сан-Карло». По прошествии десяти лет Россини, который жил тогда в Париже, пишет новую редакцию этого произведения для «Гранд-Опера». Новую версию либретто – французскую – написали Луиджи Балокки и Этьен де Жуй. Композитор написал новый первый акт (таким образом, эпизод «казни тьмой» оказался во втором действии). Имена некоторых действующих лиц были сделались иными: Аарон становится Елеазаром, сын фараона – Аменофисом, а имя Озирид получает жрец Изиды. Соответственно французской традиции, в опере появилась балетная сцена – в храме Изиды (впрочем, нельзя сказать, что она выглядела там органично – это была именно уступка вкусам французской публики). В таком виде опера даже получила новое заглавие – Моисей и фараон, или Переход через Чермное море».

В Париже опера имела успех не меньший, чем ее первоначальная редакция в Италии. Одобрил произведение даже известный мастер духовной музыки – Луиджи Керубини. Газета «Глоб», прежде не склонная хвалить композитора, опубликовала на этот раз восторженную рецензию, в которой опера называлась «совершенным произведением гения, достигшего зрелости». К сожалению, радость триумфа оказалась для Джоаккино Россини омрачена личной трагедией – смертью матери…

В настоящее время чаще ставится именно парижская версия оперы, но балетная сцена обычно исключается.

Рождение оперы «Моисей в Египте» стало значительным событием не только в творческой биографии Джоаккино Россини, но и в истории итальянкой оперы вообще: на смену опере-seria, неуклонно вырождающуюся в нечто ходульно-бессодержательное, уверенной поступью шла опера героико-патриотическая, которая «встанет во весь рост» в творчестве Джузеппе Верди.

 

Музыкальные Сезоны