(р. 1926)

Композитор Дьёрдь Куртаг по праву может быть назван патриархом современной венгерской музыки. Родился он в 1926 г. в еврейском семействе, проживавшем в Банате – исторической области на стыке Румынии, Сербии и Венгрии. Город Лугож, где появился на свет будущий композитор, расположен в Румынии, однако родным языком для родителей Дьёрдя был венгерский. В Темешваре – центре области Банат – он начал обучаться музыке. Магда Кардош, у которой некогда учился Бела Барток, наставляла его в искусстве фортепианной игры, а Макс Эйзиковиц – в теории и композиции. В эти годы он создает свои первые сочинения, в частности, фортепианную сюиту, ставшую откликом на вокальный цикл его учителя.

После Второй мировой войны семейство переехало в Венгрию, и именно эта страна стала для Куртага родной. В Будапеште он обучается в консерватории. В годы учения он познакомился с молодой пианисткой, на которой вскоре женился. Марта Куртаг стала для него не только спутницей жизни – супруги много лет выступают как фортепианный дуэт.

В 1957 г. композитор отправляется в Париж. Он уже далеко не юн – ему тридцать три года, он создал немало произведений. Однако занятия с Оливье Мессианом и Дариусом Мийо, а также знакомство с творениями Штокхаузена и другими образцами современной музыки производят на него такое впечатление, что свой Струнный квартет, созданный в 1959 г., Куртаг определяет как «опус 1», словно перечеркивая все, что создано раньше. Это произведение композитор посвятил Марианне Штейн – психотерапевту, которая помогла ему преодолеть депрессию.

Вернувшись в Венгрию, Куртаг работает в качестве концертмейстера в Школе искусств имени Белы Бартока, позднее – в Венгерской национальной филармонии. С 1967 г. по 1993 он являлся преподавателем Будапештской музыкальной академии. В 1976 г. в рамках культурного обмена с Московской консерваторией он посетил Москву. Официальной советской музыки Куртаг тогда не признавал, зато начал осваивать русский язык и увлекся русской литературой. В последующие десять лет он прочитал немало произведений Достоевского, Чехова и Толстого. Поддерживал он творческие контакты с Софьей Губайдулиной, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым. С последним композитором его связывала дружба, на смерть его Куртаг написал произведение под заглавием «Стела».

В 1993 г. композитор покинул Венгрию. В Берлине он сотрудничал с Клаудио Аббадо, в Вене вел мастер-классы, в Нидерландах создавал произведения для Концертгебау, преподавал в Гаагской консерватории. С 1999 г. два года он преподавал в консерватории в Париже. Впоследствии Куртаг возвратился в Венгрию. Впрочем, он часто посещает другие государства и утверждает, что для его композиторской работы не имеет большого значения, в какой стране он находится – были бы стол и фортепиано.

В музыкальном стиле Дьёрдя Куртага органично сочетаются многообразные музыкальные традиции – от Гийома де Машо до Оливье Мессиана и Белы Бартока. Композитор тяготеет к малым формам, которые отличаются у него тонкостью и смысловой ёмкостью. Одним из наиболее известных его произведений стали «Игры». Это цикл, содержащий четыре тетради миниатюр для фортепиано в четыре руки. Они создавались композитором между 1975 и 1979 гг. Подобно «Микрокосмосу» Белы Бартока, «Игры» первоначально создавались для обучения юных пианистов, а затем этот цикл превратился в подобие музыкального дневника композитора, и в настоящее время эти пьесы чаще исполняют взрослые пианисты, включая автора и его супругу. Параллельно играм создавался другой цикл – «Осколки». Первоначально композитор предназначал его не для фортепиано, а для цимбал, но и в фортепианном варианте сохранилась характерная особенность этого инструмента – отрывистость звукоизвлечения.

Большое место занимают в творчестве Куртага вокальные произведения. Композитор владеет множеством языков – и древних (в частности, древнегреческим), и живыми, в том числе и русским, который, по его мнению, является «священным». Благодаря этому круг литературных источников его творений весьма широк: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Янош Пилинский, Римма Даллош-Трусова, Аттила Йожеф, Сэмюэл Баркли Беккет, Франц Кафка.

На 2012 г. в Зальцбурге была запланирована постановка оперы «Конец игры» по одноименной пьесе Сэмюэла Баркли Беккета, но произведение не было закончено к сроку, дата постановки неоднократно переносилась и ныне назначена на 2018 г. Автора это не беспокоит: «Поппея» спала три сотни лет», – говорит он. Сопоставление с «Коронацией Поппеи» не случайно – стиль Монтеверди, по признанию композитора, получил преломление в музыке оперы. Впрочем, автор говорит и о другом источнике – речевых интонациях опер Мусоргского.

С 1999 г. композитор сотрудничает с Дьёрдем Куртагом-младшим, тоже ставшим композитором. Отец и сын создали несколько произведений в соавторстве. Такой музыкальный диалог поколений представляется Куртагу естественным, ведь композитор убежден, что музыкальная форма – это всегда процесс, который не может быть зафиксирован раз и навсегда.

На вопрос, какие события своей биографии он считает особенно важными, Куртаг отвечает, что его жизнь – это создание музыки, а события биографии – произведения.

 

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено