Наряду с симфонией, инструментальным концертом и иными областями инструментальной музыки талант чешского композитора Антонина Дворжака проявился и в кантатно-ораториальном жанре. Будучи глубоко верующим христианином, композитор создавал не только светские кантаты и оратории, но и не вполне типичные для его эпохи духовные произведения. Первым произведением в этом жанре, прославившим Дворжака, стала духовная кантата Stabat mater, триумфально исполненная в Англии в 1880 г. В последующие годы он положил на музыку 149-й псалом и католический гимн Te Deum, создал ораторию, посвященную небесной покровительнице Чехии – святой Людмиле, написал «Библейские песни» и Мессу ре мажор. Последним кантатно-ораториальным духовным произведением Антонина Дворжака стал Реквием.
Создание скорбной кантаты Stabat mater было обусловлено печальными обстоятельствами – смертью детей Дворжака, написанию же Реквиема никакие трагические события в личной жизни композитора не предшествовали. Профессиональная его карьера тоже складывалась как нельзя лучше: музыку Дворжака знали и любили в разных странах, его охотно приглашали на гастроли (в том числе и в Россию), он удостоился докторской степени в двух университетах – сначала в Праге, затем в Кембридже… И вот в такой счастливый период внимание композитора привлекает жанр траурной мессы. Создание ее не могло быть откликом на какие-либо конкретные события – то было размышление о вечных вопросах: смысл жизни, смерть и воскресение, горе и утешение, страх и надежда – эти глубинные проблемы человеческого бытия волнуют христианина всегда, как бы счастлив он ни был.
В отличие от Иоганнеса Брамса, Антонин Дворжак собственного либретто для Реквиема не создавал – подобно Вольфгангу Амадею Моцарту, он обратился к каноническому латинскому тексту католического богослужения. Однако, в качестве второго номера им была введена архаическая часть Graduale, частично повторяющая первую и опускаемая многими композиторами – в частности, Моцартом (слово Graduale обозначает возвышение, на котором помещается солист, чьи слова повторяет хор). Sanctus и Benedictus он объединил в одиннадцатом номере, а в предпоследнем – двенадцатом – номере Pie Jesu повторяется заключительная часть текста из Lacrimosa.
Над Реквиемом Антонин Дворжак работал с января 1890 г. в своем сельском доме, расположенном в горной местности поблизости от Пржибрама. Композитор любил здесь работать и создал немало произведений. К середине февраля Дворжак написал семь номеров из тринадцати и отложил работу над Реквиемом, но в середине мая вернулся к ней. К августу оставшиеся шесть номеров были написаны, а к началу ноября Реквием был оркестрован. Таким образом, Реквием был написан Дворжаком сравнительно быстро для такого масштабного произведения. Монументальность формы органично сочетается в Реквиеме Дворжака с лирическим началом, задушевностью, с мотивами утешения в скорби, что заставляет вспомнить о Немецком реквиеме Иоганнеса Брамса. Оркестровка здесь столь же великолепна, как в симфониях Дворжака, а инструментальным соло принадлежит роль не менее значительная, чем вокальным мелодиям.
Тринадцать номеров, составляющих Реквием, организованы в две неравные части: восемь номеров в первой, пять во второй. Особую цельность придает композиции Реквиема краткий хроматический мотив, напоминающий баховский мотив креста – он проходит красной нитью через все произведение, воплощая его основную идею: вечный вопрос о смысле жизни и смерти, волновавший человечество во все времена.
Эпическое начало и лирическое, скорбь и просветленное настроение сопоставляются в первом номере – Requiem aeternam: массивной аккордовой структуре хоровых разделов противопоставляется кантилена тенорового соло. Сдержанная скорбь царит во втором номере, почти полностью отданному сопрано – лишь в последних тактах появляется хор, поющий без оркестрового сопровождения. Номер третий – Dies irae – типичная для Реквиема картина Судного дня: ровным длительностям в суровой речитации хора, поющего в унисон, противостоит бурное движение оркестровых партий. Этот номер без перерыва переходит в четвертый – Tuba mirum, о начале его возвещает соло трубы. Трепетному высказыванию меццо-сопрано «отвечает» суровая речь баса, а проникновенному соло тенора, сопровождаемому деревянными духовыми – возвращение темы Dies irae у хора. В пятой части – Quid sum miser – участвуют и солисты, и хор, а номер шестой – Recordare, Jesu pie – становится единственной из частей Реквиема, где не появляется хор, пение солистов, вступающих поочередно, подчеркивает светлый колорит этого номера. Хор вновь появляется в седьмом номере – Confutatis maledictis, который своей суровостью контрастирует предыдущему. Номер восьмой – Lacrimosa – отличается особой трепетностью, начинаясь с неустойчивых гармоний. В девятом номере – Offertorium – царит радость. Завершается он двойной фугой, тему которой Дворжак позаимствовал из средневекового чешского гимна «Бога-Отца восхвалим». Эта фуга вновь проходит в конце десятого номера – Hostias. Светлые образы сопоставляются со скорбной лирикой в последних номерах Реквиема – Sanctus, Pie Jesu, Agnus Dei.
Реквием Антонина Дворжака впервые прозвучал в 1891 г. в Бирмингеме.
Музыкальные Сезоны
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев