Лучшая память для ушедшего в мир иной музыканта и певца – звучащие в театре или концертном зале произведения из его репертуара, живая связь с новыми поколениями исполнителей.

Бруно Пратико,Ольга Пудова,Денис Власенко, Дмитрий Корчак, Анна Кикнадзе, Константин Бржинский

Фонд Елены Образцовой во главе с Натальей Игнатенко поступает именно так, постоянно организуя гала-концерты, объединяющие маститых партнёров Елены Васильевны и молодых талантливых певцов.

Однако на сей раз традиция была изменена, вернее, дополнена. Вместо привычного весеннего праздничного концерта в честь Елены Образцовой в Большом зале Московской консерватории была дана опера Гаэтано Доницетти «Дочь полка» в концертном исполнении.

Как, наверное, и большинству собравшихся, связь именно «Дочери полка» с Еленой Образцовой стала мне понятна только после вступительного слова Натальи Игнатенко. Небольшая партия мамы героини –Маркизы де Беркенфильд – стала последней новой оперной ролью примадонны. В ней она дебютировала в Токио в июне 2006 года в составе гастрольной труппы театра «Коммунале» из Болоньи. И пусть у Маркизы лишь скромное ариозо в первой картине, интерес Елены Васильевны к этой опере становится понятным при знакомстве с самым французским опусом Доницетти. Образцова так любила пошутить, слегка похулиганить в жизни! И ценила редкие в её драматическом амплуа сюжеты со счастливым концом.

Музыка Доницетти в «Дочери полка» вся состоит из мгновенно запоминающихся шлягеров. Хотя отдельно часто исполняется только «теноровый Эверест» – ария Тонио с девятью верхними до. Итальянский цветок оперы-буфф привит здесь на более изысканную почву французской комической оперы, где, само собой, мелькают разговорные фразы, а персонажи не столь прямолинейны и предсказуемы.

И пусть до популярности «Любовного напитка» или «Лючии ди Ламмермур» того же Доницетти La Fille du régiment (так в оригинале называется опера) далеко, но статистический оперный ресурс выдаёт сто девятнадцать представлений на двадцати восьми постановках в Европе и США за последние три с половиной года. Среди них только одно отечественное концертное исполнение в Санкт-Петербурге в 2016 г. Москвичи и вовсе не слышали живьём «Дочь полка» даже в концертном исполнении с 2011 года.

Дмитрий Корчак

Отчего такая «немилость» столицы к обречённому на успех у публики комическому шедевру? Отвечу за других: «Ах, где найти нам тенора на роль Тонио, что не просто обладает верхним до без проблем, но способен подать адски сложную арию не как цирковой трюк?» Удивительно, но давно проживающий в Вене признанный мастер бельканто Дмитрий Корчак, спевший Тонио в БЗК 12 апреля, представитель как раз московской школы. Как говорится, «информация к размышлению» о будущих репертуарных планах для ведущих московских оперных театров.

Знаменитую арию Ah, mes amis с кабалеттой Pour mon fime в исполнении Корчака доводилось слышать ранее в концертах. То, что «Эверест» из девяти верхних до Дмитрий возьмёт и на этот раз, не сомневалась. Но вот когда, откликаясь на горячие аплодисменты зала, наш Тонио бисировал лихой вальсок Pour mon fime – и снова все верха были точны и звонки, оставалось только замереть от восхищения. Пожалуй, даже большим откровением стал романс Тонио в финале – красивейшая гибкая мелодия, где есть возможность показать пиано и пронзить кульминацией в верхнем регистре. Излишне, наверное, говорить, насколько партнёрски силён хормейстер по образованию, а теперь и дирижёр Корчак в ансамблях. Но обаяние образа, несмотря на строгий концертный сюртук и слишком интеллигентную для простого тирольца внешность, хочется отметить.

Этот стройный породистый Тонио – достойный избранник для Мари. Маркитантка у Ольги Пудовой, ведущей солистки Мариинского театра, получилась прелестной и озорной. Партия словно специально написана для её виртуозного сопрано, в котором лирика и колоратура гармонично дополняют друг друга. Техничные фиоритуры, верха в третьей октаве – всё легко и весело! Нежнейшая кантилена в арии из второго акта с солирующей виолончелью прозвучала так, что вспомнилось из другой оперы: «и слушаешь, и таешь…» Кроме того, Ольга Пудова обладает истинно французским актёрским шармом и безупречным вкусом, вплоть до выбора платья: имитация «народной» алой блузы с чёрной юбкой в первом акте и строгая белая кофточка с рюшами во втором, когда обнаруживается, что Мари – дочь маркизы. И эти уморительные попытки походкой, реверансами, ужимками во время урока пения с мамой изобразить благородную даму! На Пудову – Мари отрадно было смотреть даже в паузах. Сидя на стуле, артистка оставалась в образе, глазами, мимикой, улыбкой реагируя на музыку. Пара влюблённых, сопрано и тенор, своей пригожестью и сходством сюжета – «война понарошку» – напоминала Фанфана и Аделину из знаменитого фильма с Жераром Филипом и Лоллобриджидой.

Ольга Пудова

В роли Маркизы де Беркенфильд меццо-сопрано из Мариинского театра Анна Кикнадзе показала густой, подчёркнуто терпкий тембр, элегантные манеры светской дамы и тонкое чувство юмора. Думается, великая Образцова осталась бы довольная такой преемницей своей возрастной партии.

Анна Кикнадзе, Константин Бржинский

Связующим звеном с той «Дочерью полка», где участвовала Елена Васильевна одиннадцать лет назад, стал итальянский бас-баритон Бруно Пратико в роли сержанта Сюльписа. Замшевый тембр и облик благородного старца соответствовали образу полкового ветерана, приёмного отца Мари. Преимущественно ансамблевая партия прозвучала у синьора Пратико в лучших традициях бельканто.

Бруно Пратико, Ольга Пудова

Свежо и сочно в немногих репликах Гортензио, куртуазного дворецкого Маркизы, звучал баритон Константин Бржинский.

Есть в «Дочери полка» и разговорная роль – Герцогиня Кракенторп. В ней дебютировала на оперной сцене народная артистка России Ирина Мирошниченко. Не хочется говорить про «ложку дёгтя», оба выхода Герцогини коротки, пять минут в сумме не успели испортить впечатление… Недоумение – вот основное чувство от чужеродности, аффектированной манерности поведения посланницы МХАТа. Вроде бы остроумная идея – Герцогиня напевает под рояль песенку Графини из «Пиковой дамы» – обернулась дурным шаржем рядом с оперными голосами.

Анна Кикнадзе, Ирина Мирошниченко

Коллективный значимый персонаж в «Дочери полка» – хор. Академический большой хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича продемонстрировал отменное качество исполнения и задор в маршевых солдатских номерах.

Хороший баланс с солистами, слитность внутри групп, чистые соло – заслуга Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина и молодого маэстро Дениса Власенко. Лишь увертюра показалась аккуратно-формальной, скучноватой.

К счастью, концертное исполнение «Дочери полка» из БЗК записывалось и транслировалось видео онлайн сразу на нескольких интернет-порталах. Количество просмотров, по словам организаторов, превысило сто тысяч! Значит, интерес к классической опере продолжается и в компьютерном поколении. Вот повод для оптимизма!

 

Все права защищены. Копирование запрещено