ШостаковичГении часто представляются нам некими титанами, возвышающимися над человечеством. Но ведь, прежде всего, они – люди, которым не чуждо ничто человеческое. Дмитрий Дмитриевич Шостакович был не только великим композитором, но и любящим отцом двух детей, которых он желал приобщить к музыкальному искусству. В отношении сына это ему удалось – Максим Дмитриевич Шостакович стал профессиональным музыкантом, дирижером – а вот дочь Галина не унаследовала таланта отца, да и особого усердия в музыкальных занятиях не проявляла. Тем не менее, Дмитрий Дмитриевич не оставлял надежды увлечь ее музыкой. В 1944 г. он написал для нее фортепианную пьесу – очень простую, такую, какую могла бы сыграть не очень способная девятилетняя пианистка – и пообещал написать другую, когда она выучит и хорошо сыграет эту… Так повторилось несколько раз, исполнительский уровень постепенно усложнялся. Пьесы, созданные Дмитрием Дмитриевичем для дочери, были объединены в цикл «Детская тетрадь».

Пьесы «Детской тетради», учитывая обстоятельства их создания, оказались очень легкими, они гораздо проще многих других фортепианных циклов для детей – «Альбома для юношества» Роберта Шумана и даже «Сборника легких пьес для детей» Петра Ильича Чайковского. Но, создавая простые пьесы, композитор не опускается до примитивности – им свойственна мелодическая свежесть, в них встречаются те же острые ритмы и специфические гармонии, которые Шостакович использует в музыке для взрослых.

Главное требование к детской музыке – образная яркость и доходчивость содержания – выполнено в пьесах «Детской тетради» блестяще. Не все пьесы имеют программные названия, но и жанровые заглавия вполне понятны детям – таковы печальный «Вальс» и бодрый «Марш». Не забывает композитор и о педагогических задачах технического плана – например, «Вальс» исполняется штрихом non legato, тем не менее, сыграть его нужно напевно. Очень яркая пьеса – «Медведь»: ходы на широкие интервалы передают неуклюжие движения. Нежная «Грустная сказка» сопоставляется с энергичной и задорной «Веселой сказкой». Очень остроумна «Заводная кукла» – однообразное движение мелодии, изображающее работу механизма, сочетается с «гудящим» басом, напоминающим лопнувшую пружину.

Первой исполнительницей пьес «Детской тетради» стала, разумеется, Галина Шостакович – именно она помогала отцу представлять пьесы в детской секции Союза композиторов. Как вспоминала впоследствии Галина Дмитриевна, выступление было не очень успешным, она не смогла доиграть и выбежала из зала, расплакавшись. «Ладно, ладно, она еще маленькая», – сказал Дмитрий Дмитриевич и доиграл сам. Он все-таки понял, что пианисткой Гале не быть – вскоре девочка оставила музыкальные занятия, впоследствии она стала биологом, но пьесы, созданные отцом для нее, и сегодня играют юные музыканты (причем не только пианисты).

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти