(1947-2004)
Дмитрий Александрович Брянцев появился на свет в Ленинграде. В родном городе получил он хореографическое образование, обучаясь с десятилетнего возраста в Ленинградском хореографическом училище, где наставлял его Николай Зубковский. Брянцев завершил учебу в 1966 г. – как раз тогда, когда Игорь Александрович Моисеев и Ирина Викторовна Тихомирнова создавали труппу «Молодой балет», именно в ней начал артист свою творческую деятельность.
В течение десяти лет он выступал в составе «Молодого балета» как солист, параллельно обучаясь в ГИТИСе балетмейстерскому искусству, а в 1976 г. впервые проявил талант хореографа, представив на конкурсе в Москве две миниатюры – «Зарождение» и «Трудный характер». Музыкальной основой первой из них стало творение Арво Пярта, второй – Дмитрия Шостаковича. Новаторская хореография «Зарождения» вызывала у публики восторг, смешанный с недоумением: воплощение абстрактной идеи с явным намеком на библейские мотивы, по-детски угловатые и в то же время исключительно музыкальные движения… Большее понимание выпало на долю «Трудного характера» – этой остроумной миниатюры. На конкурсе Брянцев удостоился второй премии (фактически он был признан лучшим, поскольку первая премия не была присуждена вообще) и получил приглашение в Ленинградский театр им. С.М.Кирова для работы над программой «Хореографические новеллы».
Поворотным моментом в судьбе балетмейстера, после которого он поистине «проснулся знаменитым», становится создание телевизионного балета «Галатея» по мотивам мюзикла «Моя прекрасная леди», созданного Фредериком Лоу. Главную героиню сыграла Екатерина Максимова. Поначалу работа над фильмом шла тяжело, требования хореографа вызывали неприятие у балерины, она рыдала, называя съемки «трагическими», но постепенно взаимопонимание было достигнуто, и фильм не только имел успех, но и удостоился наград на двух фестивалях – в Чехословакии и в Великобритании. Особое внимание публики привлекло редкое для отечественного искусства сочетание, блестяще реализованное Брянцевым – балет и комедийный жанр. Год спустя Дмитрий Брянцев создает новый фильм-балет – «Старое танго» на музыку Тимура Когана, главную роль вновь исполнила Екатерина Максимова. Одновременно хореограф продолжает работать в Театре им. С.М.Кирова: мировая премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова, «Конек-горбунок» Родиона Щедрина, балет на основе произведений Шостаковича «Страницы прошлого» балетмейстер создавал по собственному либретто.
В 1985 г. Дмитрий Брянцев возглавил балетную труппу Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Здесь среди хореографических работ его была и такая проверенная временем классика, как «Корсар», но гораздо больше было новых балетов. «Кроме классической хореографии я ничего не знаю, только смотрю на классику не так прямолинейно», – говорил балетмейстер. В его хореографии классический танец обогащался элементами танца эстрадного и даже бытового, свободной пластикой. Такой самобытный хореографический язык позволял воплощать широчайший круг образов – трагедия и комедия, сюжетный балет и предельно обобщенная притча. В балете «Дорога» на музыку Элтона Джона плотское начало, олицетворяемое женщиной, вступает в противоборство с отрешенным в своей высокой духовности человеком. И это не единственный случай, когда основой хореографических композиций Брянцева становилась музыка, для балета не создававшаяся, причем она получает у хореографа оригинальную интерпретацию. Так, в «Романсе» Георгия Свиридова балетмейстер увидел «диалог» женщины с умершим возлюбленным. В балете «Девять танго и… Бах» в хореографическом воплощении объединяется музыка столь различных между собою композиторов, как Иоганн Себастьян Бах и Астор Пьяццола. Источником вдохновения для хореографа становится музыка Клода Дебюсси («Вечные игры»), Фредерика Шопена («Романтический дуэт», «Призрачный бал»), Джорджа Гершвина («Ковбои»).
Серьезное беспокойство вызывал у Дмитрия Брянцева тот факт, что все лучшие молодые артисты оказываются в Большом театре, а театр, в котором работал он, вынужден, по словам балетмейстера, «стоять с протянутой рукой». Чтобы решить эту проблему, он намеревался создать свою балетную студию, но так и не удалось решить вопрос о помещении. Беспокоило хореографа и другое обстоятельство – он тяготел к миниатюрам, а академическому театру удобнее держать в репертуаре полнометражные балеты: «Огромное количество малых форм, которые я поставил, уходит в песок», – говорил он. Чтобы решить эту проблему, он создал в 2001 г. новую труппу «Балет Дмитрия Брянцева Enterdance», которую мыслил как театр малых форм.
Балетмейстерскую деятельность Дмитрий Александрович совмещал с педагогической. С 1986 г. он преподавал в ГИТИСе на балетмейстерском факультете, а с 1994 г. являлся доцентом этого учебного заведения.
Жизнь балетмейстера трагически оборвалась в 2004 г. в Праге: отправившись в столицу Чехии на несколько дней, Дмитрий Брянцев не вернулся в предполагаемое время, лишь три года спустя были найдены останки, за убийство был осужден партнер Брянцева по бизнесу.
В памяти артистов, работавших с Брянцевым, он остался как исключительно самобытный хореограф, склонный к экспериментам и всегда добивающийся полного взаимопонимания и эмоционального контакта с исполнителями.
Музыкальные Сезоны
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев