В 1869 г. знаменитый французский балетмейстер Артур Сен-Леон, в течение десятилетия возглавлявший балетную труппу в Санкт-Петербурге, возвращается в родную Францию и приступает к балетным постановкам в Гранд-Опера. Один из замыслов его – балет по гофмановской новелле «Песочный человек». Это одно из наиболее мрачных произведений немецкого романтика, в котором для главного героя (и для читателя!) детский страх перед загадочным чудовищем сливается с кошмаром, сотворенным человеческим разумом и руками – механизмом, который притворяется живым человеком… но нет, балетмейстеру видится нечто иное: веселый, шаловливый даже и совершенно не страшный спектакль.
В либретто, которое А.Сен-Леон разрабатывает вместе с Ш.Нюиттером – французским литератором – ничего мистического, тем более, ужасного не осталось: влюбленные, получившие в либретто имена Франц и Сванильда, на короткое время окажутся в ссоре из-за внимания, которое уделяет Франц красавице Коппелии, оказавшейся в конечном итоге механической куклой, но все закончится благополучно – так и не сумевшая стать живым человеком кукла сломана, влюбленные мирятся и играют счастливую свадьбу. Не забыт даже создатель Коппелии – доктор Коппелиус: добрый бургомистр возместит ему все убытки, которые причинила шалунья Сванильда, притворившаяся куклой…
Почему либреттист и балетмейстер так поступили с новеллой Э.Т.А.Гофмана? Быть может, потому, что балет в Европе тогда переживал кризис, воспринимаясь как нечто исключительно развлекательное. Но именно в «Коппелии» эти кризисные явления во многом и преодолевались – ведь музыку к нему создавал выдающийся композитор Л.Делиб – ученик А.Адана. Созданная им музыка была ярко образной, эмоциональной, пластичной, изящной – но не только. Противопоставляя два «мира» – живых людей и механических кукол – композитор наделяет персонажей лейтмотивами, которые придают единство музыкальной ткани балета. «Балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес», – и пускай эти слова П.И.Чайковского относились к иному балету Л.Делиба (к «Сильвии»), в отношении «Коппелии» их можно счесть столь же справедливыми. П.И.Чайковский в своем балетном творчестве пошел по тому же пути, что и Л.Делиб в «Коппелии» – по пути симфонизации балета.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев