Нетребко ЛоэнгринО своем желании петь в опере Р. Вагнера Анна Нетребко говорила еще несколько лет назад. С творчеством великого немецкого композитора певица уже соприкасалась в начале своей оперной карьеры, выступая в Мариинском театре в роли одной из девушек-цветов в опере «Парсифаль», но в мае 2016 года она впервые выступила в вагнеровской опере в главной роли – в партии Эльзы в опере «Лоэнгрин». Именно об этой роли мечтала певица, ее привлекает эта героиня – гордая, влюбленная, с ее переживаниями и сомнениями. В сущности, именно Эльзу, а не Лоэнгрина можно считать центральным образом произведения.

Вагнеровский дебют Анны Нетребко состоялся в Опере Земпера в Дрездене, где певица выступала на новогоднем концерте в 2014 году. Теперь же, работая над ролью Эльзы, исполнительница провела несколько недель в этом городе, богатом вагнеровскими традициями, что позволило значительно усовершенствовать немецкое произношение. В роли Ортруды выступила Эвелин Херлициус, в партии Тельрамунда – Томаш Конечны, а короля Генриха пел Георг Цеппенфельд – все эти певцы имеют солидный опыт в области вагнеровской оперы. То же самое можно сказать о дирижере Кристиане Тилеманне – музыкальном руководителе Байройтского фестиваля, не случайно А. Нетребко хотела петь Эльзу именно с этим дирижером.

Заглавную же роль исполнил Петр Бечала. С этим певцом А. Нетребко выступала прежде в операх Ж. Массне, П. И. Чайковского и Дж. Пуччини, но в опере Р. Вагнера он тоже пел впервые. Путь к этой роли был нелегким – всего лишь пять лет назад в ответ на предложение исполнять Р. Вагнера он советовал: «Держитесь от меня подальше с этим репертуаром». Теперь же его согласие петь в этом спектакле было в немалой степени обусловлено участием А. Нетребко.

Спектакль, ставший вагнеровским дебютом Анны Нетребко, не имел ничего общего с современными режиссерскими экспериментами. Он представлял собою постановку 1983 года – это спектакль в классическом стиле: бархатные камзолы и рыцарские латы, серебристый лебедь рыцаря Грааля, белое одеяние Эльзы – все это не только создает на сцене дух рыцарского романа в преломлении романтизма, но и становится прекрасной «оправой» для музыки и вокального искусства исполнителей.

Голос Анны Нетребко уже давно пользуется заслуженной любовью публики – критики сравнивают его с «бархатом, расшитым бриллиантами». В последнее время в нем появились новые оттенки – голос певицы стал более насыщенным и драматичным, расцвел неведомыми прежде обертонами. Такие перемены, путь к которым лежал через упорную работу над вокальной техникой, раскрыли перед исполнительницей новые репертуарные возможности – и, в частности, обусловили ее вагнеровский дебют. «Я сама почти испугалась, когда заметила, что я теперь могу!» – признается певица.

Принято считать, что оперы Р. Вагнера требуют от певца «большого» голоса. Между тем, Эльза в опере «Лоэнгрин» – это определенно не та партия, которую можно провести в основном за счет вокальной мощи, во многих ее местах требуется мягкость. Именно это качество прекрасно проявила Анна Нетребко, создавая образ чистой, по-детски невинной девушки из Брабанта, но в тех моментах, где героиня испытывает гнев и другие сильные чувства, в ее голосе появляются напор и напряжение. Продемонстрировала исполнительница и блестящие верхние ноты, и «вагнеровское легато».

Дебют А. Нетребко в опере Вагнера вызвал живейший интерес публики – все четыре спектакля прошли с аншлагом – и исполнители публику не разочаровали. В восторженных отзывах критиков недостатка не было: «стилистически безупречная Эльза», «музыкально лучший «Лоэнгрин» всех времен». Можно с уверенностью сказать, что первое выступление Анны Нетребко в качестве вагнеровской певицы стало весьма успешным, и впереди новые свершения. В планах певицы – выступление в 2018 году в новой постановке «Лоэнгрина», вновь с Кристианом Тилеманном, партнером же ее будет, предположительно, Роберто Аланья.

Работу над вагнеровским репертуаром певица намеревается продолжить. Теперь она мечтает о партии Изольды – и можно надеяться, что этим «странствие по вселенной Р. Вагнера» (по меткому выражению Петра Бечалы) не ограничится. Не исключено, что следующим этапом станут оперы Р. Штрауса. В творческом пути А. Нетребко открывается новая страница.