Клод Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано«Жизнь, когда приходится бороться за кусок сахара, за лист нотной бумаги, не говоря уже о хлебе насущном, требует гораздо более крепких нервов, чем мои», – эти слова из письма Клода Дебюсси как нельзя лучше характеризуют состояние, в котором пребывал композитор в последние годы жизни. Он страдал не только от тягот военных лет – композитор был болен раком. Душевное состояние его было настолько тяжелым, что он разочаровывается даже в музыке Иоганна Себастьяна Баха, редактированием произведений которой он тогда занимался ради заработка. Дебюсси высказывал сожаление, что никакой добрый друг не посоветовал Баху писать музыку не так часто: «Когда старый саксонский кантор не имеет идей, он выезжает на чем угодно».

Впрочем, духовную «точку опоры» Клод Дебюсси находит именно в музыке эпохи барокко, но не в сочинениях «старого саксонского кантора», а в творениях своих соотечественников – французских композиторов-клавесинистов, которые представлялись ему образцом изящества и благородства эмоций. В произведениях, которые создает Дебюсси в этот тяжелый для него период, проявляются неоклассицистские тенденции – возвращение к «чистой» музыке, без красочно-живописных ассоциаций. Таковы три сонаты для разных инструментов (композитор планировал написать шесть сонат, но состояние здоровья не позволило осуществить этот замысел в полной мере). Ориентируясь на образцы барочных сюит, Дебюсси ни в одной из сонат не использует сонатную форму.

В противоположность многим предшествующим творениям Дебюсси, тематизм этих сонат рельефен, а ладовая основа ясна. И все же стилизация под музыку эпохи барокко сочетается с индивидуальными чертами стиля Дебюсси, а каждая из сонат обладает своим неповторимым обликом, во многом продиктованным особенностями инструмента.

Над Сонатой для скрипки и фортепиано, которой было суждено стать «заключительным аккордом» творчества Дебюсси, композитор начал работать осенью 1916 г. Сочинение продвигалось медленно. Еще в октябре 1916 г. он говорил, что нашел идею финала, но не знал, как выстроить целостную форму. Соната была завершена в 1917 г. Дебюсси отмечает, что это произведение «полно радостной суматохи». Применительно к своей скрипичной сонате композитор призывал остерегаться подобных произведений, поскольку они по «свойственному людям противоречию» могут «зарождаться во мраке угрюмейших умов».

Соната для скрипки и фортепиано отличается не только от своих предшественниц – Сонаты для виолончели и фортепиано и Сонаты для флейты, альта и арфы, но и от многих других сочинений композитора. В ней можно найти такие обозначения, как con fuoco, appassionato, которые нечасто встречаются у Дебюсси. В ней можно усмотреть нечто общее со Струнным квартетом – тональность соль-минор, экспрессивность, эмоциональность. Наряду с неоклассицистскими чертами и импрессионистской изысканностью в Сонате присутствует лирическая и драматическая экспрессия, присущая романтической традиции, которая особенно ярко проявляется в Allegro vivo – первой части, исполненной разнообразных чувств. Это страстный монолог, в котором тоска сменяется протестом, смирением, вновь протестом. Тематизм первого раздела очень рельефен и выразителен, он излагается в свободной, импровизационной форме. Более спокоен просветленный средний раздел. Очень интересно варьирование темы: после первоначального изложения в ми мажоре мелодия остается в прежней тональности, но гармонизуется она в до мажоре. Печальная речитация скрипки подводит к репризе. На той же речитации построена кода.

Вторая часть – Intermède – открывается скрипичной каденцией, в которой нет даже намека на основную тональность, но неожиданно вторгается простое и ясное до-мажорное трезвучие. Основная тема, которую скрипка излагает на стаккато, перекликается с речитацией из первой части, а возникающий время от времени танцевальный ритм напоминает о других пьесах Дебюсси – «Генерал Лявин-эксцентрик» и «Кукольный кэк-уок». Сочетание этих особенностей придает второй части характер фантастической скерциозности. Вторую тему – томную и экспрессивную – скрипка и фортепиано излагают в октаву.

К Финалу в полной мере можно отнести слова Дебюсси о «радостной суматохе». Тон ему задает стремительная, «вращающаяся» тема в ритме жиги, которая передается то скрипке, то фортепиано. Небольшие эпизоды между проведениями темы представляют собой ее варианты. В одном из эпизодов возникает испанский колорит – но даже в этом случае связь с основной темой сохраняется в начальном мотиве. Кода, тоже построенная на материале основной темы, завершается ликующими трелями скрипки и фортепианными фигурациями.

Премьера Сонаты для скрипки и фортепиано состоялась в мае 1917 г. Первым исполнителем стал скрипач Гастон Пуле, а фортепианную партию исполнил сам Клод Дебюсси. Это было последнее концертное выступление композитора.

 

Все права защищены. Копирование запрещено