12 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся концерт пианистов Мишеля Бероффа и Мари-Жозеф Жюд

Благодаря фестивалю «Французские сезоны в Москве», в рамках которого проходил концерт, столичная публика может не только насладиться произведениями великих французских композиторов от барокко до XX века, но и познакомиться со старой французской исполнительской школой. Эта традиция очень сильно отличается от нам привычной и, к сожалению, в сегодняшние дни теряет свою актуальность. Среди самых известных представителей этой школы обычно называют имена таких пианистов, как Эмиль Декомб, Эрик Сати, Эдуар Рислер, Эли Мириам Делаборд, Люсетт Декав, Элен Боши, Альфред Корто, Брижит Анжерер и многие другие известнейшие французские пианисты.

Мари-Жозеф Жюд

Концерт Мишеля Бероффа и Мари-Жозеф Жюд прошел под знаком небывалого стилевого единства. Музыка Клода Дебюсси открылась публике с новой стороны. Особенно хочется отметить это в оркестровых произведениях, переложенных для фортепиано. Сохраняя всю красочность тембровых перекличек, таких важных в музыке Дебюсси, полноту оркестрового звучания, контрасты, подвижность, бесконечную изменчивость динамики, пианисты демонстрируют нам необычайную чистоту, прозрачность, деликатность и тонкость игры. Такая легкость достигается, главным образом, точной работой пальцев и кисти, без привлечения корпуса. Русским пианистам крайне свойственно играть «от плеча», тяжелыми руками. Получающийся в итоге звук в умелых руках ни в коем случае не плох – как же иначе играть М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова? Но не французских композиторов. Такое стилевое расхождение может говорить лишь о малом опыте играющего. Мишель Берофф и Мари-Жозеф Жюд – пример тех пианистов, в которых сочетается глубокое уважение к стилю, автору, понимание его и, в то же время, показ своей индивидуальности.

Берофф Мишель Michel-Béroff

Мишель Берофф

Среди самых запоминающихся моментов Прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» в оркестровом варианте – соло флейты вначале и соло скрипки, завершающее средний раздел. На фортепиано все звучит иначе. Не так чувственно и открыто, но более строго, элегантно. «Перетембризация» рождает новые образы. И было невероятно интересно следить за тем, как уже знакомое произведение начинает представать совершенно другим. Музыка Клода Дебюсси не потеряла своей сути – мы вместе с композитором и исполнителями следили за тем, как погружается в сон природа, за тем, как меланхолически медленно проплывают облака, за внезапными взрывами света и движениями, испанскими танцами, наконец, за движением волн, то спокойными, то волнующимися и порывистыми. Но фортепианное исполнение позволило слушателям лучше почувствовать деликатность, изящность и тонкость музыки Клода Дебюсси.

Все права защищены. Копирование запрещено