Клод Дебюсси «Маски»В 1904 г. в жизни Клода Дебюсси происходят важные события – и радостные, и драматические. Расставшись с первой супругой, композитор вступает во второй брак – его супругой становится Эмма Бардак, с которой он обретает истинное счастье. Но многие друзья отвернулись от Дебюсси, не простив ему этого поступка, который едва не привел его первую жену к самоубийству, и разрыв с друзьями стал для композитора тяжелым ударом. Столь противоречивые события привели к созданию двух произведений, противоположных по образному содержанию – светлого «Острова радости» и мрачно-таинственных «Масок». Из записок Дебюсси, найденных после смерти композитора его вдовой, известно, что заглавие «Маски» не имеет отношения к традициям итальянской комедии – оно выражает трагичность существования. Контраст образного содержания «Острова радости» и «Масок» подчеркивается даже их тональностями: первая пьеса – ля-мажорная, вторая – ля-минорная.

Произведение отличается подвижным темпом и весьма большой протяженностью. Почти через всю пьесу проходит неизменная ритмическая пульсация танцевального ритма (главенствует размер 6/8, изредка сменяющийся на 3/4). Атмосфера таинственности с оттенком мрачной фантастики возникает уже во вступлении благодаря настойчивому повторению «пустых» квинт, заставляющих вспомнить о начале «Пляски смерти» Камиля Сен-Санса. Настойчивых повторений в «Масках» немало: тема вращается вокруг одного звука, а основывается пьеса на одной теме. Она повторяется в различной тональной окраске (ля минор, до мажор, фа мажор, соль мажор), приобретает оттенок то юмористический, то зловещий.

Проведения темы перемежаются интермедиями, которые проносятся стремительно, словно маски некого фантастического карнавала. Что за персонажи скрываются за этими «масками»? Одна из интермедий своим ритмических рисунком, «преодолевающим» тактовую черту, напоминает мотив, связанный в опере Дебюсси с образом трепетной Мелизанды. Другие мотивы – с настойчивым «вдалбливанием» диссонирующих созвучий (секундаккордов и секунд) – звучат грозно, напоминая о ревнивом Голо. Возникают и другие параллели с «Пеллеасом и Мелизандой» – например, в разделе, предшествующем второй репризе – с его светлым колоритом – в момент кульминации дважды утверждается тоническое трезвучие ми-бемоль мажора (тональность, энгармонически равная ему – ре-диез мажор, в первой сцене четвертого действия оперы знаменует проявление светлой надежды). Но непосредственно перед репризой колорит вновь омрачается: основную тему сопровождает целотонный контрапункт. Напряженное развитие идет от низкого регистра к высокому, сопровождаясь динамическим усилением, и приводит к кульминационной точке – доминанте ре-бемоль минора. В репризе тема в нюансе ff уподобляется отчаянному крику. Неожиданно светлой выглядит фа-диез-мажорная кода – звуки тонического трезвучия напоминают призрачные, удаляющиеся колокольчики.

 

Все права защищены. Копирование запрещено