Клод Дебюсси «Бергамасская сюита»Клод Дебюсси начал работать над «Бергамасской сюитой» в 1890 г., но окончательная редакция его появилась и была издана только по прошествии почти полутора десятилетий. В 1905 г. композитор, будучи уже весьма известным, получил предложение издать ранее написанное сочинение – но автор, достигший в ту пору полной творческой зрелости, весьма критически относился к своему творению, созданному пятнадцать лет назад, и потому счел необходимым его переработать. Впрочем, за эти годы «Бергамасская сюита» перерабатывалась неоднократно, и потому трудно сказать, каков был ее первоначальный вид, достоверные сведения имеются лишь применительно к изменению названий: последняя пьеса – «Паспье» – первоначально именовалась «Паваной», а «Лунный свет» – «Сентиментальной прогулкой».

Почему сюита была названа «Бергамасской», какой смысл мог вкладывать композитор в такое заглавие? Разумеется, в первую очередь вспоминается бергамаска – итальянский танец, зародившийся в XVI столетии в городе Бергамо, очень оживленный и энергичный, первоначально сочетавшийся с песней, с XVII столетия – чисто инструментальный. Бергамаска появлялась в произведениях композиторов времен барокко (например, у Иоганна Себастьяна Баха в «Гольдберг-вариациях»), существовала она и в музыке XIX века, однако у Клода Дебюсси в «Бергамасской сюите» ее нет. Возможно, заглавие связано не с танцем и даже не с городом Бергамо непосредственно, а с «масками и бергамасками», упоминаемыми в стихотворении Поля Верлена «Лунный свет»:

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти