Давид Федорович Тухманов. Опера «Царица»Давида Федоровича Тухманова широкая публика знает в основном как композитора-песенника. «Аист на крыше», «В доме моем», «Алло-алло, Алёна» – эти и многие другие произведения знают и любят наши соотечественники, не говоря уже о песне «День Победы», ставшей истинным музыкальным символом великого всенародного праздника. Но творчество Тухманова не исчерпывается песнями. Композитор, посвятивший большую часть творческой жизни эстраде, утратил к ней интерес, и в XXI веке Давид Федорович впервые обратился к оперному жанру. Никто не заказывал ему оперу – создание произведения было обусловлено только творческими устремлениями композитора.

Как говорил Тухманов, это сочинение он «заказал себе сам», и это позволяло ему творить свободно, не оглядываясь ни на какие требования и ограничения, которые мог бы установить заказчик, но определенные ориентиры композитор определил сам. С одной стороны, он не желал создавать мюзикл – это должна была быть именно опера, академический жанр. С другой стороны, ему были ясны проблемы развития академических жанров вообще и оперы в частности в XX-XXI вв.: усложнение музыкального языка все больше отталкивает широкую публику от классической музыки, превращая современную оперу в искусство, адресованное узкому кругу избранных знатоков и ценителей. Не желая создавать такое «элитарное произведение», композитор взял курс на тональную музыку и на те традиционные выразительные средства, которые позволяли опере быть популярным жанром в XIX столетии.

Но понятным и привлекательным для публики должен быть не только музыкальный язык, но и сюжет. В качестве главной героини была выбрана одна из интереснейших фигур отечественной истории – императрица Екатерина II. Этой личностью можно восхищаться, можно осуждать ее – но невозможно оставаться к ней равнодушным. Она так же противоречива, как ее эпоха. В опере героиня показана в разные периоды своей жизни, соответствующие разным ипостасям образа – великая княгиня, императрица Екатерина II, и наконец, Екатерина Великая, завершает оперу торжественный апофеоз. Впрочем, в опере она показана не только как государственный деятель, но и как мыслитель, и как женщина с судьбой не самой счастливой.

Либретто «Царицы» (которую композитор первоначально назвал «Екатериной Великой»), написали Юрий Ряшенцев и Галина Полиди. Не всё в нем точно соответствует историческим фактам – например, Государственный совет, упоминающийся в опере, появился в России только в 1810 г., а во времена Екатерины II имел место Совет при высочайшем дворе – но ведь никто никогда и не требовал от оперного жанра абсолютной исторической достоверности! Гораздо важнее «переклички с современностью» – такие, как мечты омыть русские сапоги в Индийской океане, вложенные в уста Платона Зубова, последнего фаворита императрицы, или отчаянные возгласы хора народа: «Что ж это у нас за правители!»

Нечто узнаваемое – но в ином плане – присутствует и в музыкальном языке «Царицы». Композитор использует традиционные оперные формы – арии, хоры, ансамбли. В музыкальную ткань вплетаются интонации, перекликающиеся с немеркнущей оперной классикой – операми Петра Ильича Чайковского, Джузеппе Верди – но композитор не цитирует этих интонаций напрямую, тем более, не осмеивает и не пародирует их – он словно «живет» в том же музыкальном «мире», в котором «жили» эти композиторы. В хоровых сценах немало общего с народными драмами Модеста Петровича Мусоргского. Примечательно, что в сольных номерах преобладает гомофонно-гармонический склад, а в хоровых сценах – полифонический. Есть в опере и стилизация под барокко, живописующая жизнь при дворе, и интонации и русской песенности, и православного пения – но без прямых цитат (например, используя текст «Покаянного канона», Тухманов написал на него свою музыку).

Завершив произведение в 2005 г., композитор почти не надеялся на его исполнение – ведь для постановки такого масштабного произведения с двадцатью сольными партиями и огромным количеством хористов нужны немалые ресурсы. Кто решится задействовать их без гарантии успеха? Ведь новое произведение всегда предполагает определенный риск. Почти случайно Тухманов упомянул о своем сочинении в разговоре со Львом Лещенко, и тот загорелся идеей, сумел найти спонсоров. Партитура была представлена режиссеру Дмитрию Бертману – художественному руководителю театра «Геликон-опера», но в то время столь грандиозная постановка в этом театре не представлялась возможной, и мировая премьера оперы «Царица», осуществленная силами артистов театра «Геликон-опера», состоялась в Санкт-Петербурге, на сцене Александринского театра в 2009 г. В ходе гастрольного тура опера была представлена в пятнадцати городах России и ныне входит в репертуар «Геликон-оперы».

 

Все права защищены. Копирование запрещено