(р. 1942)

Даниэль Баренбойм

Пианист и дирижер Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе в семье музыкантов-педагогов – эмигрантов-евреев из России. Среди учеников Энрике и Аиды Баренбойм немало известных пианистов: Лало Шифрин, Вячеслав Динерштейн, Луис Энрикес Бакалов, Эйран Каценеленбоген. Стали они наставниками и для своего сына Даниэля, уже в детстве проявившего выдающиеся способности. Юный музыкант впервые выступил перед публикой в семилетнем возрасте, а в 1952 г. дебютировал в Риме и Зальцбурге, где исполнил Концерт ре-минор Иоганна Себастьяна Баха с оркестром Моцартеума. На талантливого мальчика обратил внимание Эдвин Фишер. Он порекомендовал Даниэлю заниматься не только фортепианной игрой, но и дирижированием.

С 1952 года семья жила в Израиле. С Израильским филармоническим оркестром Даниэль Баренбойм выступил впервые в качестве дирижера, произошло это в Манчестере. Первую свою запись он осуществил в 1954 г., и тогда же начал обучаться искусству дирижирования, он посещал в Зальцбурге мастер-классы Игоря Маркевича. С 1956 года он жил в Лондоне, гастролировал и участвовал в пианистических конкурсах. Критики отмечают выразительность и осмысленность фразировки, серьезность интерпретаций, мужественность его игры. Впрочем, в начале 1960-х гг. критики еще отмечают некоторую исполнительскую незрелость. Например, относительно записи бетховенской Фантазии для фортепиано, хора и оркестра, осуществленной Отто Клемперером с участием Баренбойма, один критик иронизировал: «Непонятно, зачем Клемпереру понадобился рояль». И все же сотрудничество со знаменитым дирижером было большой честью для молодого музыканта, а мастерство свое он продолжает совершенствовать.

В 1960 гг. он выступает не только как пианист, но и как дирижер. Поначалу он все же был более востребован как пианист, но выступления с Берлинским и Лондонским филармоническими оркестрами становятся весьма серьезной заявкой и удостоились восторженных отзывов. В обоих случаях программа состояла в основном из произведений Людвига ван Бетховена.

На несколько лет музыкант почти полностью отдается дирижированию. Нет, он не испытывает желания оставить фортепиано, он по-прежнему любит свой инструмент. Он руководит Английским камерным оркестром. Исполняя с ним концерты Моцарта, он сам садится за инструмент. По словам музыканта, фортепиано он воспринимал как оркестр, когда же он дирижировал, оркестр представлялся ему роялем, на котором он играет.

Исполнительским коллективом, который он возглавил в дальнейшем, стал Парижский симфонический оркестр, за пульт которого Баренбойм встал в 1975 г. Это был весьма консервативный коллектив, и не всех его оркестрантов можно было назвать первоклассными музыкантами. За два года новый дирижер сумел добиться прекрасного, гармоничного звучания. Баренбойм значительно расширил репертуар оркестра, включив в него произведения Пьера Булеза и Витольда Лютославского, впервые исполнив во Франции Девятую симфонию Антона Брукнера.

Баренбойм-дирижер проявил себя и в опере. Еще в 1973 г. дебютировал он в Эдинбурге в качестве оперного дирижера спектаклем «Дон-Жуан». Впоследствии его успехи в качестве руководителя Парижского оркестра побудили президента Франсуа Миттерана (по совету Пьера Булеза) выбрать его будущим музыкальным руководителем строящегося театра Опера Бастилия. Правда, строился театр долго, его руководителем Баренбойм так и не стал, зато в течение 18 лет, начиная с 1981 г., выступал на Байройтском фестивале. Высшими достижениями дирижера в области вагнеровской оперы стали «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда».

Продолжает Баренбойм выступления и в качестве пианиста. В его пианистическом репертуаре – творения Ференца Листа, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона-Бартольди, сонаты Людвига ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Одним из первых среди зарубежных пианистов он исполнил Девятую сонату Сергея Сергеевича Прокофьева.

В качестве пианиста Даниэль Баренбойм выступает не только сольно, но и в ансамблях. Например, он аккомпанировал известному немецкому певцу-баритону Дитриху Фишер-Дискау, они записывают вокальные произведения Шуберта, Листа, Моцарта, Вольфа. Аккомпанировал он и виолончелистке Жаклин Дюпре, на которой был женат, выступал в составе трио с нею и скрипачом Пинхасом Цуккерманом.

В 1991 г. дирижер возглавляет Чикагский симфонический оркестр, а позднее работает с Берлинской Штаатскапеллой. С этим оркестром связан поступок музыканта, который привлек всеобщее внимание и вызвал неоднозначную реакцию: гастролируя в Израиле, оркестр по его управлением исполнил увертюру к «Тристану и Изольде». Как известно, к музыке Вагнера питал особое пристрастие Гитлер, поэтому в Израиле много лет действовал негласный запрет на нее. Баренбойм первым решился его нарушить. Одни слушатели восторженно аплодировали, другие демонстративно покидали зал, третьи кричали: «Убирайся, фашист!», но дирижер знал, что он был прав – музыка не виновата ни в чем.

Еще одна заслуга Баренбойма – создание в Севилье оркестра «Западно-Восточный диван» совместно с Эдвардом Саидом. В нем играют молодые исполнители – арабы и евреи.

 

Музыкальные Сезоны