Открытие IV фестиваля современной хореографии «Context. Диана Вишнева» ознаменовалось международным гала-концертом на сцене Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Этот театр впервые вошел в число площадок фестиваля, а концерт подарил публике множество незабываемых впечатлений. Среди исполнителей, принявших участие в гала-концерте, одни хорошо знакомы отечественной публике, другие же прибыли в Россию впервые – но все они выступили в равной степени блистательно.
В первом отделении перед зрителями раскрылся многообразный мир взаимоотношений мужчины и женщины, именно этой лирической и поистине вечной теме посвящены были номера, исполненные разными танцовщиками и даже относящиеся к разным эпохам. Солисты труппы Bejart Ballet Lausanne представили два дуэта. Один из них – «Открытая комната» из балета «Вена, Вена, город моей мечты» – создан основателем труппы Морисом Бежаром в 1982 году. Исполнили его Жюльен Фавро и Элизабет Рос. Другой дуэт – «Цвет блюз», в котором партнершей Жюльена Фавро стала Кейтлин Тильхельм – поставил Жиль Роман, возглавляющий труппу в настоящее время. Если в первом дуэте трактовка «вечного сюжета» выглядит более традиционной (женщина, всеми силами старающаяся удержать мужчину), то вторая постановка выглядит «портретом современности» (женщина как независимая личность, для которой отношения с мужчиной – лишь эпизод в жизни). Несмотря на такое различие в содержании, в миниатюрах Bejart Ballet Lausanne, разделенных десятилетиями, можно усмотреть общие черты: техническая чистота и исключительная музыкальность без погони за «новизной ради новизны».
Если имя Мориса Бежара давно известно в России, то о Танцевальном театре Люцерна этого сказать нельзя – эта труппа выступила в России впервые, тем интереснее было познакомиться с ее творчеством. Дуэт «Up/Beat» в исполнении Садагюль Мамедовой и Дарио Динуцци, поставленный Георгом Рейшлем, поразил публику сочетанием техники контактной импровизации и выразительных сольных «высказываний» партнеров.
Особой психологической и даже философской глубиной отличался пятнадцатиминутный балет «Топор». Его музыкальной основой стало «Адажио» Альбинони – произведение настолько известное, что в нем, казалось бы, сложно усмотреть нечто неожиданное, но Матсу Эку, создавшему «Топор», это удалось. Балет стал краткой, но пронзительной повестью о любви, пронесенной через годы, через прожитую жизнь, и свет этой любви освещает повседневность. Ане Лагуне – 62-летней балерине – в этом номере не приходится скрывать свой возраст, она играет немолодую женщину, кружащую возле такого же немолодого мужчины (Ивана Ауцели), который большую часть сценического времени… рубит дрова – весьма неожиданная для балета деталь, но именно она позволяет опоэтизировать быт. И эта поэтизация достигает апогея, когда исполнители соединяются в дуэте – не претендующем на «очарование юности», но предельно насыщенном эмоциями. Появление этого номера в программе гала-концерта можно считать чудом: в январе 2016 года Матс Эк и его супруга Ана Лагуна объявили о завершении творческой деятельности, но для фестиваля Дианы Вишневой они согласились сделать исключение.
Не менее интересным стало второе отделение. Российская публика впервые получила возможность оценить искусство Alonzo King Lines Ballet. Эта труппа из США представила краткий балет «Концерт для двух скрипок» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, созданный руководителем труппы Алонсо Кингом. В этой бессюжетной, но очень энергичной и темпераментной композиции с большим количеством участников чувствуется стиль, заставляющий вспомнить о классиках американского современного танца.
Особым событием стало выступление самой Дианы Вишневой – арт-директора фестиваля. Вместе с нею вышла на сцену Орели Дюпон – знаменитая французская балерина, возглавляющая ныне балетную труппу Парижской оперы. Выступление двух балетных звезд мирового уровня стало блестящим подтверждением того, что подлинный талант никогда не останавливается на достигнутом и всегда стремится осваивать нечто новое. Для Дианы Вишневой и Орели Дюпон такой «новой территорией» стал стиль гага-данс, созданный Охадом Наарином. Работа с этим знаменитым израильским хореографом позволила артисткам органично усвоить этот экстатический стиль. Вишнева и Дюпон исполнили дуэт на музыку Мориса Равеля – «Болеро» в аранжировке Исао Томиты. В этом исключительно сложном и техничном номере каждая из балерин сохраняла свою индивидуальность: по-французски женственная Дюпон – и темпераментная Вишнева, но это противопоставление выглядело не как конфликт, а как единство и борьба противоположностей.
Гала-концерт, открывший фестиваль, стал истинным пиршеством хореографического искусства, представив московской публике глубоко различные между собою, но одинаково интересные номера.
Лена Асвонова
Фото с сайта dianavishneva.
Пока нет комментариев