Петр Ильич Чайковский. Итальянское каприччоВ 1879 г. Петр Ильич Чайковский осуществил свою давнюю заветную мечту – отправился в Италию. Это стало возможным благодаря материальной поддержке со стороны Н.Ф. фон Мекк. В Рим он приехал в то время, когда в Италии шел традиционный карнавал. Картина праздника поразила воображение композитора – веселье итальянской толпы показалось ему странным, но «искренним и непринужденным», так гармонично сочетающимся с «теплым, ласкающим» воздухом Италии. Именно тогда зародился у Петра Ильича замысел произведения, которое он первоначально назвал Итальянской фантазией, но позднее заглавие было изменено на Итальянское каприччо. Он планировал создать нечто «вроде испанских фантазий Михаила Глинки». Чайковский начал работать над каприччо в Италии, а завершил оркестровку уже после возвращения на родину – в гостях у сестры в украинском имении Каменка.

В основу Итальянского каприччо положены народные темы, одни из которых Чайковский нашел в сборниках, другие же он сам слышал на римских улицах. Например, гостиница, где останавливался композитор, располагалась по соседству с казармой, и он каждое утро мог слышать военно-кавалерийский сигнал, которым и начинается произведение. На фоне аккордов медных духовых, следующих за этой фанфарной темой, возникает лирическая тема. Ее проводят струнные, и в кульминационной точке развития ее вновь возникает фанфарная мелодия военного сигнала.

Еще более широко развертывается развитие первой темы центрального – более подвижного – раздела. Эту мелодию с оттенком танцевальности при первом ее появлении нежно «пропевают» гобои в терцию, затем подхватывают трубы, а вслед за ними – скрипки. После кульминации – в мощном звучании всего оркестра – возникает вторая тема. Эта подвижная мелодия проводится на фоне энергичного ритма, который ведут струнные, используя прием «прыгающего смычка». После непродолжительного возвращения лирической мелодии из вступления появляется новая тема – стремительно несущаяся в ритме тарантеллы. Выразительным штрихом к этой картине карнавального веселья становится широкое использование ударных (тарелки, бубен). В кульминации возвращается первая тема раздела, которая теперь проходит в мощном tutti.

Кода основана на тарантелле. Тема проходит в темпе еще более быстром – Presto, «перелетая» от одних инструментов к другим, ускоряясь. Этот неудержимый «вихрь» танца приводит к мощным заключительным мажорным аккордам.

Петр Ильич предполагал, что произведение его будет эффектным «благодаря прелестным темам». Он посвятил Итальянское каприччо Карлу Давыдову – известному виолончелисту, возглавлявшему в то время Петербургскую консерваторию. Произведение было впервые исполнено на концерте Русского музыкального общества в Москве, произошло это в декабре 1880 г. Публика приняла новое творение Чайковского восторженно. К сожалению, нельзя сказать того же самого о критиках. Какими только нелестными эпитетами ни удостаивали они Итальянское каприччо: «дорогой подарок для садовых концертов», который «невозможно причислить к художественным произведениям», в каприччо усматривали аляповатость и грубость. Даже итальянские народные мелодии, которые – по мысли композитора – должны были сделать произведение эффектным, не избежали негативных суждений: некоторые критики утверждали, что автор выбрал их неудачно.

Несмотря на столь уничижительные оценки критиков при первом исполнении, сценическая судьба Итальянского каприччо сложилась весьма удачно. Это блестящее и действительно эффектное произведение прочно вошло в оркестровый репертуар.

 

Музыкальные Сезоны