Спящая красавицаЧудесная сказка Шарля Перро «Спящая красавица» казалась созданной для прекрасного искусства балета. Первым балетмейстером, оценившим ее достоинства, стал соотечественник автора Жан-Пьер Омер, в 1829 г. он поставил балет на музыку французского композитора Фердинана Герольда. В этой постановке блистали Лиз Нобле и Мария Тальони. Но войти в репертуар театров мира надолго было суждено другому балету, и родился он в России.

Первый опыт соприкосновения с балетом – «Лебединое озеро» – не принес Петру Ильичу Чайковскому особого удовлетворения из-за неудачной работы балетмейстера. Однако Ивану Александровичу Всеволжскому – директору императорских театров – это произведение понравилось, что и побудило его заказать композитору новый балет. Он предложил Петру Ильичу два сюжета – «Ундина» и «Саламбо». Чайковский выбрал «Ундину» – ведь он уже воплощал этот сюжет в другом жанре – в опере (правда, неудачно). По просьбе композитора его брат Модест Ильич создал либретто, но дирекции Императорских театров оно не понравилось: требовалась пышная постановка, напоминающая о блестящей эпохе Людовика XIV. Потому-то и возникла у Всеволжского мысль о сказке писателя, который был современником «короля-солнца». Выбор пал на «Спящую красавицу», но в последнем акте директор желал видеть представление с участием персонажей из других сказок Перро: Золушка, Синяя борода и прочие. Либретто написал сам Всеволжский в соавторстве с Мариусом Петипа, и Чайковскому оно очень понравилось, композитор согласился написать музыку для балета.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти