(1891-1972)
Бронислава Нижинская родилась в семье польских танцовщиков. Девушка решительно пошла по стопам родителей и брата Вацлава, быстро добившего признания.
Бронислава постигала секреты мастерства под руководством Энрико Чекетти в Императорском театральном училище. Закончив училище, она стала танцовщицей Мариинского театра.
Критики невзлюбили Брониславу за отсутствие слабости, присущей ее полу, за силу и упорство, которые она демонстрировала в неподражаемой манере. Они распинали ее в печати за посредственную для балерины фигуру, за невыразительную внешность.
Воспользовавшись приглашением Дягилева, брат и сестра поехали на гастроли в Париж. «Русские сезоны» принесли Нежинским славу, однако Вацлав пользовался куда большей любовью публики. Нежинской в балетах Михаила Фокина приходилось довольствоваться вторыми ролями: бабочкой, вакханкой, уличной танцовщицей.
Вернувшись в Петербург, Бронислава прослужила в Мариинке еще три года, пока из солидарности не уволилась вместе с братом.
Вацлава выставили из театра по приказу государя императора. Вдовствующая императрица Мария Федоровна не стерпела, что костюм Вацлав в балете «Жизель» был до того откровенен, что скорее подчеркивал рельефы тела, нежели скрывал их.
Одним росчерком пера русский зритель были лишен выдающегося танцора, который, как говорили, умел преодолевать гравитацию. В знак протеста Бронислава Нижинская никогда не показывала свои спектакли в России.
В возрасте 25 лет Нижинская дебютировала в качестве балетмейстера. На одном из петербургских концертов она продемонстрировала свои находки в области танца. Номера «Осенние песни» и «Кукла» исполняла сама Нежинская, ее партнером стал первый муж — Александр Кочетковский.
Годы Гражданской войны Нежинская провела в Киеве, где организовала балетную студию и написала книгу воспоминаний. На Украине она создала балеты: «Мефисто-вальс» и «Траурный марш».
В 1921 году Нежинская уехала в Париж, чтобы стать хореографом Дягилева. Сергей Дягилев редко отмечал женщин, но в талант Нижинской он верил, как в свой собственный.
Три года Бронислава ставила спектакли для «Русских балетов», для которых она не жалела сил. Приступив к работе, она первым делом внесла коррективы в пантомиму, изменила вставной номер и вариации для «Спящей красавицы».
Балет «Три Ивана» запомнился европейскому зрителю благодаря танцу-гопаку, поставленному Нежинской.
Бронислава успешно работала и с Игорем Стравинским, вместе они поставили балеты: «Свадебка» и «Байка про Лису». Русские народные мотивы, использованные в постановке, создали в Париже моду на все русское.
Критики, объясняя ее успех, говорили, что Нижинская использует придумки Михаила Фокина и даже своего брата. Тем не менее они признавали, что без оригинального видения балет не вышел бы таким эффектным. Нижинская черпала силы в классическом балете и осторожно пользовалась новаторскими решениями. Консерватизм и послужил причиной ее разрыва с Дягилевым, который отчаянно любил экспериментировать. Прежде чем уйти из «Русского балета» Нижинская успела поставить для Дягилева «Голубой экспресс». В постановке звучала современная музыка.
Покинув Париж, Нижинская отправилась в рабочее путешествие. Она успела поработать в многих городах мира. Во всех начинаниях Нижинскую поддерживал менеджер Николай Сингаевский, который был по совместительству ее мужем.
Судьба заносила ее и в Париж, где она принимала участие в постановках «Русской оперы».
До войны Нижинская успела поставить балеты: «Болеро», «Этюды», «Концерт» «Гамлет». Она ставила балеты и танцевала сама. Она медленно отходила от классического балета, расширяя возможности элегантными решениями.
Нижинская привлекала к работе интересных персон: Иду Рубенштейн и Матильду Кшесинскую. Последний танец Матильды придумала Бронислава Нежинская.
Война, угрожавшая Старому Свету, заставила Нижинскую переехать в Америку. В Голливуде Бронислава основала студию и управляла нью-йоркской школой «Бале тиэтр». Для танцовщицы Розеллы Хайтауэр она придумала волшебный танец на музыку Сен-Сана.
Спустя долгие годы ее попросили возобновить прерванную войной работу. По многочисленным просьбам она вновь поставила «Спящую красавицу», «Лани» и «Свадебку».
Последние годы жизни Нежинская провела за письменным столом. Она писала мемуары, которые в мельчайших деталях воссоздавали ушедший мир и стали настоящей сокровищницей для любителей театра и балета. Всю свою жизнь Бронислава защищала своего брата от нападок, в своей книге она постаралась очистить его имя от грязи. Многие годы люди говорили, что она находится в тени величия своего брата, но в конце эпохи оказалось, что величие было их общим уделом.
Сердечный приступ оборвал ее жизнь в феврале 1972 года. Так и не вернувшись на родину, она умерла в американском городе ангелов.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев