История Второй мировой войны знает множество примеров бессмысленной, поистине звериной страсти к разрушению, и один из них – уничтожение собора Святого Михаила в английском городе Ковентри. Этот собор – памятник архитектуры XIX в. – не являлся военным объектом, никакого смысла в его разрушении не было, и все-таки немцы разбомбили его. После завершения войны было принято решение не восстанавливать собор, а сохранить его руины в качестве памятника и возвести рядом с ними другой собор. Музыкальное произведение для церемонии его открытия было заказано в 1961 г. Бенджамину Бриттену.

За выполнение этого заказа композитор взялся охотно, восприняв его как возможность высказать свою гражданскую позицию. Его детство пришлось на Первую мировую войну, а во время Второй погибли его друзья. Произведение, задуманное Бриттеном, призвано было выразить протест против бессмысленной жестокости войны. Оно получило заглавие «Военный реквием», но, возможно, правильней было бы назвать его «антивоенным», для Бриттена оно было «памятником погибшим во всех войнах».

Реквием, над которым работал Бриттен, не был обычной заупокойной мессой. Традиционный латинский текст использовался композитором, но рядом с ним присутствуют стихи Уилфрида Оуэна. Большая часть стихов этого английского поэта написана во время Первой мировой войны, участником которой он был. Поэт погиб в 1918 г., не дожив до планируемого издания своего поэтического сборника, в предисловии к которому писал: «Это книга не о героях, не подвигах, славе, а только о Войне…Я не имел дела с поэзией. Мой предмет – война и сострадание, вызываемое войной». Мысли Оуэна были чрезвычайно близки Бриттену – убежденному пацифисту. Он подчеркивал, что произведение его написано не в героических тонах, что главное в нем – «сожаления по поводу ужасов прошлого», обращенные к будущему.

Необычен был не только текст «Военного реквиема», но и исполнительский состав, который требует двух или даже трех дирижеров (впрочем, известны примеры исполнения с одним дирижером). В исполнении участвуют два хора, два оркестра, орган и солисты, и композитор даже указал, как должны размещаться исполнители. Ближе всего к публике находятся два солиста – тенор и баритон – представляющие солдат, и камерный оркестр, их сопровождающий. Далее – смешанный хор, солистка-сопрано и симфонический оркестр, создающие торжественную атмосферу мессы. На расстоянии от других исполнителей или даже за кулисами располагается детский хор. Поддерживаемый органом, он олицетворяет собою чистоту.

Интонационные истоки Реквиема разнообразны – это и псалмодия, и солдатская песня, и музыка дворцовых празднеств Англии, и речитативный склад.

«Военный реквием» открывается траурным шествием, сопровождаемым колокольным звоном (Requiem aeternam). Словно пение ангелов, вторгается в него детский хор – Te decet hymnus. Вторым прерыванием шествия становится экспрессивный монолог тенора на стихи. В следующей части – Dies irae – основная тема несколько раз предваряется фанфарным сигналом. Ощущение ужаса войны усиливает грохот ударных. В монологе баритона говорится о кратком и тревожном отдыхе солдат. В следующем разделе криком отчаяния звучит «Recordare Jesu pie». «Lacrimosa» в исполнении сопрано и хора звучит как мольба о пощаде. «Offertorium» представляет собою хоровую фугу, прерываемую монологом баритона. «Sanctus» – кульминация произведения – начинается ликующим звучанием, подчеркнутым тембром медных духовых, но этому ликованию контрастирует монолог баритона в апокалиптических тонах. Надломлено звучит «Agnus Dei». В заключительной части – Libera me – впервые в произведении объединяются все исполнители. Но эта грандиозная часть завершается тихой и спокойной темой в духе колыбельной.

«Военный реквием» впервые прозвучал в 1962 г. на открытии нового собора в Ковентри, для которого он и создавался. Исполнение его много значило для Бриттена, в глазах композитора это была не просто премьера, а символический акт примирения враждовавших народов, поэтому он пожелал, чтобы в исполнении участвовали представители трех народов, сражавшихся во Второй мировой войне: баритон из Германии Дитрих Фишер-Дискау, тенор из Англии Питер Пирс и певица-сопрано из Советского Союза Галина Вишневская, с которой Бриттен познакомился во время своего визита в СССР в 1960 г., сопрановую партию в «Военном реквиеме» он писал для нее. К сожалению, советские власти не разрешили Вишневской отправиться в Великобританию, и принять участие в премьере она не смогла, вместо нее выступила Хизер Харпер, англичанка. Но при всех последующих исполнениях, по сложившейся традиции, желание композитора исполняется неукоснительно – партию сопрано исполняет русская певица. Галина Вишневская тоже исполнила ее – в 1963 г. с ее участием «Военный реквием» был записан. В первые же месяцы число проданных пластинок превысило две сотни тысяч – то был беспрецедентный случай для записи академической музыки.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено