Богуслав МартинуЛидице… для чехов это слово звучит так же, как Хатынь для наших соотечественников. В 1942 г. гитлеровцы обвинили жителей этого поселка, расположенного недалеко от Праги, в укрывательстве чешских патриотов, совершивших покушение на протектора Богемии и Моравии. Поселок был сожжен дотла, все мужчины и юноши старше пятнадцати лет расстреляны, женщины отправлены в концлагерь, где более трети из них погибло, а дети были убиты в газовой камере в другом концлагере (только тринадцать детей, которым не было года, гестаповцы оставили в живых, признав их «годными для онемечивания»). Для современников трагедия Лидице стала наглядным свидетельством необходимости объединить усилия перед лицом бесчеловечного врага. И, конечно, зверская расправа над соотечественниками не могла оставить равнодушными чехов, находившихся вдали от родины. Одним из них был композитор Богуслав Мартину, который в то время жил и работал в США.

Потрясенный до глубины души этим страшным событием, композитор почтил память соплеменников созданием симфонического произведения «Памятник Лидице». Первоначально он задумывал трехчастный цикл, но, написав медленную часть, композитор решил ограничиться ею. В отличие от многих симфонических произведений, связанных с темой войны, здесь нет музыкальной драматургии, построенной на конфликтности – это именно «музыкальная эпитафия», главную роль в которой играют образы величественной скорби. Но образы эти, будучи главными, не остаются единственными – в произведении присутствуют и светлые воспоминания о мирной жизни, и вера в грядущую победу.

В «Памятнике Лидице» Богуслав Мартину предстает достойным наследником чешской музыкальной традиции. Интонационные истоки его тематизма – это и гуситские напевы, и старинные хоралы, и эпические песни. Произведение во многом близко другому сочинению Мартину, тоже порожденному Второй мировой войной – «Полевой мессе» – здесь тоже присутствуют элементы эпически-величественной речитации и траурного марша, но в кульминационных моментах музыка приобретает острую экспрессивность. Преобладание скорбно-торжественной хоральности заставляет композитора отказаться от полифонических приемов.

В форме «Памятника Лидице» можно усмотреть черты трехчастности, но определяется она довольно условно – сходство между крайними разделами проявляется лишь в их тональной общности и интонационном родстве отдельных мелодических фраз (впрочем, оно выражено довольно слабо), таким образом, форма произведения построена достаточно свободно. Печальные кантиленные темы, ставшие выражением скорби композитора, имеют общую интонационную основу – плавное движение по терциям и секундам (ходы на широкие интервалы были бы невозможны там, где скорбь сковывает движения души). В ходе музыкального развития эти интонации приобретают различную окраску – например, в среднем разделе они звучат как причитание у английского рожка и фаготов. Несимметричный размер 5/4 в сочетании с движением параллельными трезвучиями придает теме архаичный характер – композитор «говорит» не только о недавних событиях, но и о прошлом своей родины, в котором тоже было немало трагедий. Фактура этого раздела напоминает старинное литургическое пение, сопровождаемое органом. Но здесь же у скрипок появляется выразительная мелодия, в которой наряду с узкими ходами присутствуют широкие, придающие теме экспрессивное звучание. В этой мелодии ярко выражены национальные чешские черты – ладовая переменность, синкопы, меняющийся размер. В третьем разделе – в кульминации, предшествующей коде – ее интонации трансформируются в «призывный клич» валторн и труб. Здесь же возникает вариант тревожной синкопированной ритмической фигуры, впервые заявившей о себе в экспозиционном разделе и повторенной с незначительными вариациями. В разделе, предшествующем коде, она преображается, приобретая очевидное сходство со знаменитым «мотивом судьбы» из Пятой симфонии Людвига ван Бетховена.

Подобные интонационные связи – мелодические и ритмические – играют важную роль в построении формы при отсутствии повторности как таковой. Другим объединяющим фактором является частое использование органных пунктов. Важную роль в образном строе играет гармония. Плагальные последовательности, сопоставление мажора и минора подчеркивают архаический колорит, но в самых напряженных моментах гармония усложняется – возникают бифункциональные сочетания, сопоставляются далекие тональности.

«Памятник Лидице» занимает особое место в творчестве Богуслава Мартину. Композитор создал и другие программные сочинения, но обычно источником вдохновения для него становились произведения изобразительного искусства и литературы, а в данном случае он обратился к конкретному событию современности.

«Памятник Лидице» впервые был исполнен в октябре 1943 г. в США оркестром Нью-Йоркской филармонии, дирижировал Артур Родзинский. Чешская премьера состоялась в 1946 г. в Праге. В 1965 г. произведение впервые прозвучало в СССР под управлением чешского дирижера Отакара Трглика.

Все права защищены. Копирование запрещено