жанна д,арк_17.6_046Главной премьерой 85-го юбилейного сезона Ростовского музыкального театра стала «Жанна д’Арк» Джузеппе Верди – опера не часто встречающаяся на мировых сценах. Она явно находится в тени не только поздних шедевров великого композитора, но даже и опер-ровесниц, вышедших из под его пера в 1840-х – таких как «Аттила», «Луиза Миллер», «Эрнани», «Ломбардцы», но в особенности «Набукко» и «Макбета». В Ростове решили обратиться к ней давно, однако чуть-чуть припозднились и сенсационный куш «сорвал» знаменитый миланский «Ла Скала», открывший этот сезон (традиционно 7 декабря) также «Жанной» (на его сцене она не появлялась многие десятилетия) с нашей блистательной соотечественницей Анной Нетребко в заглавной партии.

жанна д,арк_17.6_107Ростовчане позиционируют свое обращение как российскую премьеру, хотя известно, что вскоре после миланской мировой премьеры (1845) она ставилась в Итальянской опере в Петербурге (на сцене Большого Каменного театра) силами законтрактованных императорским двором зарубежных звезд той поры. Однако, судя по имеющимся данным, с тех пор к ней в России более не обращались (не считая концертных исполнений – последние по времени состоялись в московской «Новой опере»), поэтому если вопрос считать ли данную постановку первым исполнением в России остается дискуссионным, то уж первым исполнением на русской сцене ее можно полагать вполне определенно.

 

жанна д,арк_17.6_118Впрочем, в любом случае театру удалось удивить и создать информационный резонанс: среди 26 опер величайшего оперного кудесника до сих пор остаются такие, которые для нас по большей части terra incognita и обращение к не самому репертуарному названию – определенный вызов (и публике, с ее традиционными вкусами, и самим себе), естественно рождающий искреннее уважение. Историю мистической пастушки из Домреми, чудесным образом спасающей свою родину и короля, для вызволения которой в урочный час ни та, ни другой в свою очередь не сделали ровным счетом ничего, известна у нас, если говорить об опере, конечно же, благодаря шедевру Чайковского. И то не слишком: «Орлеанская дева» национального композитора «номер один» пользуется очень ограниченной популярностью, ставят ее редко и не охотно. О существовании оперы Верди на этот же сюжет (в основе либретто Фемистокла Солеры та же драма Шиллера, что и у Петра Ильича) подавляющее большинство не догадывается вовсе. И напрасно: у этой партитуры есть масса достоинств.

Жанна д’Арк Ростовский театрМелодическое богатство (всполохи зёрен-лейттем, из которых композитор позже, уже в других своих операх, разовьет не одну хитовую арию или оркестровую линию, «влезают» вам в уши чуть ли не с первого такта партитуры) и изящество оркестрового письма, драматическое чутье, позволяющее выстроить оперу на ярких контрастах, поразительная виртуозность вокальных ансамблей и, наконец, общая стилистика, еще столь родственная эмоционально приподнятому и идейно ясному раннеромантическому бельканто (то, что «Жанна»  ?  родная сестра опер Беллини и Доницетти, слышно невооруженным ухом) – это те бриллианты, благодаря которым опера-падчерица мирового репертуара должна все-таки преодолеть свою не слишком счастливую судьбу. Но есть и недостатки, прежде всего, это ходульное, если не убогое либретто, вопиющие антиисторизм и алогичность, побороть которые даже блистательному режиссерскому решению все равно будет не просто.

Несмотря на все «но» в Ростове отнеслись к избранному произведению с большой любовью. Это чувствуется прежде всего в его музыкальном прочтении – певучий и нежный, страстный и даже демонический, словом, очень разный, но неизменно качественно звучащий оркестр Андрея Аниханова – одна из главных драгоценностей премьерного вечера. Хору Ростовского музтеатра (хормейстер Елена Клиничева) оказываются по силам мощь и сочность вердиевского письма – он звучит вполне по-итальянски. Наконец, у ростовской «Жанны» превосходный вокальный состав, с блеском преодолевающий неимоверные трудности партитуры. Блистательная Наталья Дмитриевская гжанна д,арк_17.6_174ероически выдюживает сложнейшую партию главной героини, осиливая и неимоверный диапазон, блистая и изяществом колоратуры, и необходимым здесь насыщенным драматизмом, и умело переключаясь на тончайшую динамическую нюансировку. Но если в Дмитриевской мож
но было быть где-то даже вполне уверенным, зная череду ее прежних впечатляющих работ над очень разными партиями мирового репертуара (Маргарита, Марфа, Ярославна и пр.), то обнаружить в Ростове превосходного спинтового тенора в лице Виталия Ревякина (Карл Седьмой) с настоящим премьерским тембром, яркостью звукового посыла и беспроблемностью на всем диапазоне, включая уверенный верх, оказалось настоящим откровением. Терцет первачей закольцовывает маститый Петр Макаров (Жак/Джакомо, отец главной героини), чей пластичный и выразительный баритон органичен в таких разных по характеру сценах, как гневное обличение дочери или мольбы о ее спасении. Гармонию исполнительского ансамбля довершают мощный и глубокий бас Бориса Гусева (Тальбот) и крепкий тенор Вадима Бабичука (Делил).

жанна д,арк_17.6_242На постановку редкого шедевра пригласили известного петербургского маэстро Юрия Александрова. В содружестве с Вячеславом Окуневым он создал, безусловно, красивый традиционный спектакль, в котором зритель без труда узнает словно сошедшую со средневековых гравюр Францию эпохи Столетней войны. Для первого сценического представления оперы в России это, пожалуй, самый верный ход. Александрову в известной степени удалось преодолеть ходульность либретто и вдохнуть подлинный драматизм в сюжет, прорисовать линии-характеры героев и предложить некую идею-обобщение в виде борьбы за душу Жанны светлых и темных сил – схватка белого и черного ангелов, разворачивающаяся уже на звуках увертюры.