К французскому хореографу Морису Бежару и его труппе в Ленинграде-Петербурге всегда было особое отношение. В советское время они были в числе немногих западных гостей, с чьим творчеством мы соприкасались напрямую благодаря регулярным гастролям. Поэтому идея открыть Международный фестиваль искусств Дягилев. P.S. спектаклями труппы Ballet Bejar Lausanne была обречена на удачу. И действительно зал Большого драматического театра имени Г. Товстоногова, где два дня шли показы, был забит до отказа.
После кончины в 2007 году Мориса Бежара на посту руководителя труппы стоит Жиль Роман (Gil Roman). Его своим приемником выбрал сам Бежар. Лучшей кандидатуры не найти – Роман почти тридцать лет танцевал в бежаровских балетах и знает, как сохранять его наследие. Жиль Роман также известен как хореограф. Программа гостей была составлена деликатно и с пиететом: на три бежаровских пришелся один балет Романа, с которого и начинался вечер.
«Anima Blues» Жиль Роман поставил на музыку Тьерри Хохштэттера и Джей Би Мейера, куда вплетается голос Одри Хепберн, вдохновившей хореографа на создание образа героини (Катерина Шалкина). Сюжета нет. Взаимоотношения персонажей, располагающихся в зале ожидания на вокзале (периодически звучат паровозные гудки), не определены: мимолетные поцелуи, ни к чему не обязывающие объятия, вялые стычки юношей. Среди этой толпы неприкаянно бродит девушка в элегантной одежде, олицетворяющая Хепберн. Загадочна роль ее партнера. Юноша (Коннор Барлоу) с обнаженным торсом и хвостом густых волос, появившись в самом начале, усаживается в правой кулисе под вертящийся барабан, из которого сыпется не то мусор, не то снег. За долгое время действия персонаж покрывается приличным слоем этого сора. И только на последней минуте, отряхнувшись, он кружит героиню в ритмах танго.
У Бежара тоже немало загадок, но они другого – интеллектуального, философского рода.
В «Этюде для дамы с камелиями» на музыку Фредерика Шопена и Франческо Чилеа Бежар не рассказывает историю героини. Подразумевается, что мы ее знаем. Из мрака черной сцены луч выхватывает фигуру Дамы (Элизабет Рос) и кроваво-красное кресло, похожее на вырванное сердце. Ни нарядов, ни украшений на танцовщице нет. В простом белом купальнике она кажется обнаженной. Обнаженной кажется и ее душа. Хореограф, как график, пишет светлой фигуркой по темному фону трагическую повесть героини.
«Бхакти III» на индийскую народную музыку — хорошо известный у нас опус Бежара. Но свежести он не потерял. Грозный бог танца Шива (Фабрис Галларраг) предстает правителем мира. Под стать ему его жена Шакти в исполнении Светланы Сиплатовой. Выпускница Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, ученица профессора Ирины Ситниковой, статная красавица Сиплатова органично вписалась в постановку, точно воспроизведя сложнейшие позировки партии.
Главный успех выпал на долю балета «Чудесный мандарин» Бела Бартока. Поставленный Бежаром в 1992 году в нынешних реалиях он отразился с неожиданной стороны. Контуры фабулы хореографом сохранены: есть бродяги и их Предводитель (Жульен Фавро), есть претенденты на внимание Девушки – брутальный Зигфрид (Коннор Барлоу) и робкий похотливый Юноша (Лиза Кано). Но партия Девушки поручена мужчине. Лоуренс Ригг весьма выразителен в этой роли: его мускулистая героиня похожа на циркачку, по воле которой бегут события по некому кругу-манежу. Власть Девушки заканчивается с появлением Мандарина (Масайоши Окуни). Правомерно, что он – китаец, ведь там так называли чиновников. Однако Бежар дает неожиданный посыл: его Мандарин облачен в военную форму, современный вид которой завершает фуражка с красной звездой.
С этого момента смысл происходящего на сцене меняется: представитель военизированного Востока сталкивается с западным развращенным миром. Поначалу этот мир Мандарина интригует, затем вызывает презрение, ненависть и агрессию. Трижды убитый Девушкой и ее дружками он каждый раз восстает из мертвых. Финал – гениальная находка Бежара: это прямая цитата из одного из самых знаменитых в истории мирового репертуара балетов – «Послеполуденного отдыха фавна» в постановке Вацлава Нижинского. Там фавн удовлетворял свои сексуальные фантазии на шарфе Нимфы. У Бежара Мандарин точь-в-точь повторяет действия фавна, но вместо шарфа он использует парик Девушки, а затем падает без чувств. Умирает? Нет, скорее просто устал, поимев «символ» европейского порочного общества. А потому, передохнув, вновь воскреснет и вновь столкновение будет неизбежно. Кто бы мог подумать, что через четверть века «Чудесный Мандарин» обретет столь актуальный смысл, что Бежар окажется не только большим хореографом, но и провидцем?
Кроме художественных впечатлений от встречи с бежаровской труппой, гости заставили задуматься о важной проблеме сохранения наследия в авторских труппах. Печально, что некогда созданная Леонидом Якобсоном труппа «Хореографических миниатюр» утратила и свое название, и репертуар своего основателя. Театр теперь носит имя Якобсона, но на афише его работы появляются один-два раза в сезон. Из Михайловского театра исчезли уникальные балеты Николая Боярчикова. Труппа Ballet Bejar Lausanne показала нам, как возможно достойно хранить наследие, не отказываясь от новых постановок.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
Пока нет комментариев