В 1819 г. эрцгерцог Рудольф – младший из шестнадцати детей Леопольда II, императора Священной Римской империи – был назначен архиепископом чешского города Ольмюца. С этим представителем императорского семейства Людвиг ван Бетховен был хорошо знаком: с пятнадцатилетнего возраста Рудольф обучался у композитора искусству фортепианной игры, а впоследствии еще и теории музыки, а также композиции. Высокопоставленный ученик стал покровителем своего наставника, назначил ему пожизненную субсидию. Бетховен тоже хорошо относился к Рудольфу, посвятил ему более десяти произведений, в том числе Концерт для фортепиано с оркестром № 5, известный под заглавием «Император», а также «Большую сонату для хаммерклавира». В роли архиепископа Бетховен своего ученика не представлял и даже уговаривал Рудольфа отказаться от принятия духовного сана, но, поскольку это все же представлялось неизбежным, он решил написать в честь такого знаменательного события мессу. Так родилась Торжественная месса ре-мажор, занявшая место в ряду наиболее значительных творений Бетховена.

Впрочем, интронизация Рудольфа стала лишь непосредственным поводом, а мысль о создании мессы зрела уже несколько лет. К этой идее подтолкнула Бетховена статья Эрнста Теодора Амадея Гофмана, в которой писатель говорит о необходимости возрождения духовной музыки, но не как сопровождения для церковных ритуалов, а как вдохновенного гимна Творцу.

Закончить произведение к запланированному сроку – к интронизации Рудольфа – Бетховен не смог: слишком захватил его этот замысел, слишком большого количества душевных сил потребовал. О том, каким эмоциональным напряжением сопровождалась работа над мессой, свидетельствуют воспоминания секретаря композитора: «За запертой дверью маэстро трудился над Credo: он пел, выл, топал». По свидетельству секретаря, Бетховен, завершая очередную часть мессы, походил на человека, который «только что вышел из борьбы не на жизнь, а на смерть». По мере продвижения работы масштабы произведения представлялись автору все более грандиозными, поэтому написание Торжественной мессы растянулась на четыре года: начав ее в 1819 г., автор завершил произведение в 1823.

Торжественная месса ре мажор написана на латинский канонический текст католического праздничного богослужения, к которому Бетховен отнесся очень серьезно – он даже заказал дословный перевод на немецкий язык, чтобы понимать каждое слово и не упустить ни одного смыслового оттенка. В бетховенскую мессу входят все пять традиционных частей западной церковной службы: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. Но менее всего творение Бетховена похоже на произведение, предназначенное для богослужебной практики. Композитор не предполагал, что это музыка будет звучать в храме – он подчеркивал, что его мессу исполнять следует не в церкви во время службы, а на концерте, как ораторию.

Впрочем, вряд ли хоть один католический священник стал бы спорить в этом вопросе с Бетховеном: слишком далека эта месса от идей христианского благочестия и смирения. Композитор работал над нею параллельно с Симфонией № 9, и у произведений неизбежно появлялись общие черты – грандиозность масштаба, мощные хоры. Но сходство произведений не могло ограничиться внешними признаками (формой и выразительными средствами), по смысловому наполнению симфония и месса тоже родственны, а в Девятой симфонии смирения определенно нет. Нет его и в мессе, для Бетховена образ Бога – прежде всего образ Творца, и с ним сближается образ человека-творца, которому надлежит «подняться над собой».

Форма Торжественной мессы Бетховена отличается удивительной монолитностью, между ее частями немало интонационных связей. Объединяющую роль играет и тональный план, главенствующее положение в произведении принадлежит ре мажору и си-бемоль мажору. Роль оркестра весьма велика, он равнозначен хору.

Первая часть – Kyrie – имеет трехчастную форму, которая строится на противопоставлении образа величия, воплощенного в торжественных аккордах, и печальной кантилены, выражающей душевную слабость. Часть вторая – Gloria – многочастное построение весьма сложной формы, кульминацией которой становится ликующая фуга. Ее тема родственна одной из мелодий Симфонии № 9, а также русской народной мелодии «Слава», которую Бетховен цитировал в Квартете № 8. Третья часть – Credo – тоже завершается фугой. Наиболее впечатляющий момент четвертой части –Sanctus – ее заключительный раздел, Benedictus: солирующая скрипка, играющая в высоком регистре, словно озаряет музыкальную ткань небесным светом. Пасторальная тема, появившаяся в этом номере, получает развитие в последней части – Agnus Dei, приобретая характер радостного хороводного танца, а вторжение фанфарных возгласов труб сближает эту часть с финалом Девятой симфонии. В пятой части тоже присутствует фуга, тему которой Бетховен позаимствовал из «Мессии» Георга Фридриха Генделя.

Завершив мессу, Бетховен принялся распространять ее по подписке. Набралось всего десять подписчиков, но среди них были монархи, включая и русского императора Александра I. Другим нашим соотечественником, вошедшим в число подписчиков, был князь Николай Голицын. Его стараниями в 1824 г. в Санкт-Петербурге состоялась мировая премьера Торжественной мессы ре мажор.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено