В 1805 г. Людвиг ван Бетховен издает два произведения, озаглавленные как «Две легкие сонаты». Среди исследователей творчества композитора нет единого мнения относительно того, когда именно они могли быть написаны – предполагают, что это могло произойти значительно раньше издания (в 1798 или даже в 1795 г.), однако, соответственно году издания они считаются Девятнадцатой и Двадцатой. Чем были вызваны к жизни эти произведения? Вероятно, преподавательской деятельностью Бетховена – у композитора было немало учениц благородного происхождения (не раз случалось, что к этим ученицам он испытывал нежные чувства – как это было с Джульеттой Гвиччарди, бывало и наоборот – учитель становился предметом влюбленности ученицы, как это произошло с Бабеттой Кеглевич). Далеко не все ученицы были наделены талантом, позволяющим достичь истинных высот в исполнительском искусстве, впрочем, даже самым одаренным надо было с чего-то начинать. С большой долей вероятности можно предположить, что для одной из своих учениц Бетховен и написал эти легкие сонаты. Для кого именно они могли быть написаны, неизвестно – никакого посвящения автор им не предпослал (а неясность относительно времени их создания не позволяет даже строить предположения на эту тему), однако их миниатюрность и изящество определенно намекают, что исполнять их должна была некая утонченная дама или благородная девица.

Но, если сонаты и создавались с педагогической целью, композитор всё же счел возможным их издать (возможно, предварительно переработав). Миниатюрность этих очаровательных сонат проявляется, в том числе и в строении цикла – оба произведения двухчастны (впрочем, впоследствии у Бетховена будут и более крупные двухчастные сонаты). Первая часть Сонаты № 19 соль минор написана в сонатной форме, но в медленном темпе (весьма редкий случай для Бетховена), а вторая представляет собой рондо. Такое же соотношение форм – сонатная и рондо – наблюдается в Сонате № 20 соль мажор. Эти изящные миниатюрные сонаты интересны сочетанием композиторской индивидуальности Бетховена со следованием традициям: с одной стороны – изысканные мелодические украшения в побочной партии Девятнадцатой сонаты, галантный ритм менуэта в Двадцатой, с другой – характерные для Бетховена ритмические контрасты, подчеркнутая певучесть первой части в соль-минорной сонате. Эти примечательные черты позволяют говорить о том, что значение «Двух легких сонат» не ограничивается педагогическими задачами – и не напрасно автор счел нужным их опубликовать.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено