«Великолепная и торжествующая эпопея» – так охарактеризовал музыковед Вильгельм Ленц, исследователь творчества Бетховена, Сонату № 11 си-бемоль мажор. Посвященная графу фон Брауну, соната Людвига ван Бетховена издана была в 1802 г., но написал ее композитор несколько раньше – над Одиннадцатой сонатой он работал в 1799-1800 гг. Говоря об образном содержании произведения, автор связывал его с республиканскими войнами Наполеона Бонапарта, с той героикой, которая присуща была этим историческим событиям. Бетховен определил ее как «большую сонату». Как правило, такое определение композитор давал тем сонатам, которые по своему масштабу сопоставимы с симфониями. Одним из проявлений монументальности этой «эпопеи» стало обращение к четырехчастному циклу, который имел место в первых трех сонатах, созданных Бетховеном, а также в Сонате № 7. Это произведение характеризуется ярко выраженными контрастами, разнообразием частей.

Словам Ленца о «великолепной эпопее» в наибольшей степени соответствует первая часть си-бемоль-мажорной сонаты. Французский писатель Ромен Роллан усматривал здесь «дыхание поднимающегося наполеоновского поколения», стиль ампир во всем его «строгом блеске и чистоте». Вся она пронизана героическим, воинственным духом, выраженным настолько темпераментно, что Антон Рубинштейн даже именовал эту часть «злой вещью». Главная партия начинается с мелодических оборотов с легким оттенком вкрадчивости, заставляющих вспомнить о сонатах Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, но скоро это изящество уступает место токкатности. Тема, сопровождаемая стремительным движением шестнадцатых, словно крепнет постепенно, чтобы в конечном итоге прозвучать в дублированном терцовом двухголосии – этот фактурный прием ассоциируется с хоровым пением и придает теме с ее решительными ходами еще большее сходство с маршевой воинственной песней, исполняемой хором. Вскоре возникает красочный эффект звуковой перспективы – сочетание фанфарных интонаций с октавным тремоло (словно на фоне гомона толпы). Этот яркий эффект сменяется гаммообразным движением в обеих руках в нюансе ff. Побочная партия находится с главной в традиционном тонико-доминантовом соотношении. Разработка начинается с видоизменения элементов экспозиции. Новый образ возникает в восходящем гаммообразном движении в басу, излагаемом пунктирным ритмом. Развитие токкатных элементов перекликается как с предшествующими сонатами Бетховена, так и с последующими – в частности, с «Авророй». В репризе нового музыкального материала не возникает, этот раздел лишь утверждает общий эмоциональный настрой первой части произведения, связываемый с воинственной стихией маршевых тем.

Ярким контрастом первой части становится вторая часть – Adagio con molta espressione. Немецкий писатель Вольфганг Грипенкерль увидел здесь образ лебедей, являющих собою символическое воплощение «всякого томления на земле». Такая интерпретация представляется излишне конкретизированной, но она действительно соотносится с той созерцательностью, которая присуща второй части. Антон Рубинштейн утверждал, что лирика этой части примечательна скорее «звучностью, чем мыслью», что в нем нет особой глубины. Возможно, по глубине чувств это Adagio действительно уступает медленным частям иных бетховенских сонат – но она и не могла быть многоплановой, иначе она не гармонировала бы с первой частью, выдержанной в едином образном ключе. Главное ее эмоциональное содержание – наслаждение спокойствием, выраженное в неторопливой пульсации восьмых, во «вздохах», и даже пассажи быстро «растворяются» в общем созерцательном настроении. Особенно умиротворяюще воспринимается классическая каденция, завершающая экспозицию второй части. Лишь в разработке возникает оттенок тревоги, но он полностью исчезает в репризе.

В третьей части, являющей собою менуэт, классические традиции сочетаются с оригинальностью творческого облика композитора. В жанр менуэта проникает и фанфарность, и иные отзвуки героических образов первой части.

Финал Одиннадцатой сонаты – Rondo, Allegretto – особенно ценил Антон Рубинштейн: «В какой опере можно найти что-либо подобное?» – восторгался композитор, считавший это рондо, в особенности первую его тему «одной из прелестнейших страниц Бетховена». Многое в нем отсылает к традициям классицизма – галантные обороты, орнаментика – но через эти черты просматриваются строгие контуры бетховенского тематизма: энергичная поступь, фанфарные интонации, маршеобразные обороты.

Английский исследователь Дональд Фрэнсис Тови назвал Сонату № 11 си-бемоль мажор «венцом ранних сонат» Людвига ван Бетховена. В ней выражена идея героизации военных походов – «героика меча». В последующих произведениях героическая тема получит более глубокое воплощение.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено