Л.Бетховен. Симфония № 5 до-минор«Одно из самых значительных произведений эпохи», – так сказал Э.Т.А.Гофман о Симфонии № 5. Создание ее относится к периоду расцвета творчества Людвига ван Бетховена. Одновременно с этим произведением, сотворение которого растянулось на три года, композитор создал еще две симфонии, абсолютно не похожие на Пятую и даже противоположные ей по образному строю – Четвертую, и Шестую, названную впоследствии Пасторальной. В те же годы написана увертюра «Кориолан», ряд квартетов, концертов, фортепианных сонат, соната для скрипки, получившая заглавие «Крейцерова», опера «Фиделио» и другие произведения.

Л.Бетховену в то время потребовалось все его мужество, чтобы перенести удар жестокой судьбы – продолжать жить и творить, несмотря на потерю слуха. Личная драма композитора разворачивалась в очень бурную эпоху: Европу сотрясали наполеоновские войны… Все это не могло не отразиться в симфонии, ставшей квинтэссенцией главной темы бетховенского творчества: от борьбы к победе. Проявились здесь и самые характерные признаки стиля Л.Бетховена.

В Симфонии № 5 появляется прием, который нередко будут использовать композиторы последующих времен: тема, которая проходит через всю симфонию красной нитью, видоизменяется, порождая иные мелодии. Эту краткую четырёхтактовую тему с четко очерченным ритмом и неумолимо-нисходящим движением называют «мотивом судьбы», основываясь на словах самого Л.Бетховена: «Так судьба стучится в дверь». С нее – дважды повторенной на ffначинается первая часть симфонии (Allegro con brio), из нее вырастают главная и побочная партии. Смятенная главная представляет собою секвенционное развитие «мотива судьбы», которое приводит к фанфарным оборотам. Из их интонаций возникает побочная партия – мажорная, кантиленная, но всё же сохраняющая энергичный характер. Некоторую тревожность придает ей ритмическая фигура «мотива судьбы», постоянно появляющаяся в басах. Разработка почти отстраняет побочную тему с ее лирическими чертами – она строится в основном на материале главной партии и «мотива судьбы», становящегося все более грозным. Наивысший момент развития в разработке совпадает с началом репризы, где развитие тем продолжается, переходя даже в коду. Но и в коде не происходит полного разрешения конфликта: борьба не окончена, исход ее не ясен, требуется продолжение «драмы».

В противоположность первой части с ее напряженно-драматической борьбой, вторая (Andante con moto) – это «мир» бетховенской мужественной лирики. По форме это двойные вариации, построенные на двух сходных темах: мелодии эти изложены в одной тональности (ля-бемоль мажор), обеим присуще затактовое строение, присутствуют некоторые черты маршевости – но во второй теме они более выражены, она кажется более торжественной еще и благодаря мощной оркестровой фактуре, тембру валторн и труб. Это выглядит своеобразным предчувствием триумфального финала симфонии.

Третью часть (Scherzo. Allegro) именуют скерцо, хотя сам композитор такого названия ей не давал (оно было присвоено части позднее – аналогично прочим симфониям Л.Бетховена). По своему драматическому накалу она не уступает первой части. Первая тема – «диалог», в котором «вопрошающим» низким струнным отвечают скрипки и духовыми. В этот «диалог» вторгается «мотив судьбы», звучащий здесь особенно грозно. На нем же строится и вторая тема. Более радостным выглядит трио этого скерцо, написанного в сложной трехчастной форме.

Кода скерцо без перерыва переходит в четвертую часть (Allegro). Начало финала отмечено появлением тоники до-мажора. Это триумфальный, торжественный марш. Хотя финал имеет сонатную форму, особых контрастов в нем нет – все темы носят героический характер. Лишь перед репризой – как воспоминание – возникают отголоски «мотива судьбы».

Композитор посвятил симфонию двум меценатам, покровительствовавшим ему: графу А.Разумовскому и князю Ф.Лобковицу.

Первое ее исполнение – под управлением самого композитора – состоялось в Вене в декабре 1808 г. Она входила в программу «академии» – авторского концерта, в котором наряду с нею были исполнены Шестая симфония, фортепианный концерт № 4, несколько частей из Мессы до-мажор и Хоральная фантазия (нумерация симфоний при этом исполнении была иной: до-минорная именовалась Шестой, а Пятой была та, которую позднее назовут Пасторальной). Симфония до-минор звучала в начале второго отделения, когда публика уже успела устать, исполнял ее сборный оркестр, не отличавшийся высоким исполнительским уровнем. Не улучшал впечатления и холодный зал, где слушателям приходилось сидеть в шубах… Все эти обстоятельства сыграли роковую роль: успеха новая симфония не имела. Но так случилось только на премьере. Впоследствии Симфония № 5 стала самым известным и наиболее часто исполняемым симфоническим творением Л.Бетховена.

 

Музыкальные Сезоны