Слово «страсти» (пассионы) обозначает страдание, боль. Такое наименование закрепилось за жанром духовной музыки, сложившимся в Средние века в католической церкви и в эпоху Реформации перенятым церковью лютеранской. Содержание страстей составляет та часть Евангелия, которая повествует о последнем дне земной жизни Иисуса Христа – Его пророчестве о грядущих страданиях и смерти, предательстве Иуды, Тайной вечере, отречении апостола Петра, суде Понтия Пилата над Спасителем и, наконец, крестном пути и мученической смерти. Традиционно в католических храмах этот сюжет в Вербное воскресение зачитывался по Евангелию от Матфея («Страсти по Матфею»), в среду Страстной недели – от Луки, в четверг – от Марка и в пятницу – от Иоанна. Со временем роли стали распределяться между исполнителями: Иисус Христос – бас, Евангелист – тенор.
В XVII в. под влиянием развивающегося оперного жанра в пассионы стали включаться арии, напоминающие оперные, возросла и роль оркестра, в результате чего жанр страстей сблизился с ораторией. Эти новшества не сразу прижились во всех частях католического и протестантского мира – так, для Лейпцига в начале XVIII в. они были еще в диковинку. Первым композитором, познакомившим горожан с такими ораториальными пассионами, стал Георг Филипп Телеман, и это пришлось им настолько по душе, что Иоганн Кунау – предшественник Иоганна Себастьяна Баха на посту кантора – был вынужден действовать в том же направлении, хотя это было ему и не по душе. Тем же путем пошел и Бах. Первая Страстная неделя в бытность его кантором пришлась на весну 1724 г., тогда же родилось его первое произведение в данном жанре – «Страсти по Иоанну». В общей сложности он написал пять пассионов, но сохранились лишь «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Творения Баха стали высшей точкой развития этого жанра.
В творении Баха использован канонический текст восемнадцатой и девятнадцатой глав Евангелия от Иоанна, который звучит в речитативе от лица Евангелиста (чья партия по традиции поручена тенору) и в хоровых возгласах. Он чередуется с поэтическим текстом арий и иных законченных музыкальных номеров. Кто является автором их текста? На этот вопрос однозначного ответа не существует. Предположительно, таковым мог являться поэт Христиан Фридрих Хенрици, творивший под псевдонимом Пикандер, создавший позднее либретто «Страстей по Матфею» и некоторых кантат композитора, или тот неведомый поэт, перу которого принадлежат тексты кантат № 23, № 65 и № 154. С целью усиления драматичности добавлены два момента из Евангелия от Матфея, которых в Евангелии от Иоанна нет: пение петуха, заставляющее апостола Петра вспомнить горькие слова Спасителя о его грядущем отречении, и рассказ о завесе в храме, разодравшейся надвое в момент смерти Христа.
«Страсти по Иоанну» стали первым творением Баха в жанре пассионов, и здесь нет еще такой предельной уравновешенности формы, как в «Страстях по Матфею»: из шестидесяти восьми номеров на первую часть приходится лишь двадцать (слишком много для того, чтобы воспринимать ее как пролог ко второй – и слишком мало, чтобы ее уравновесить), но драматизм произведения очевиден. Открываются «Страсти» весьма драматичным эпизодом – пленением Спасителя: Его спокойные фразы контрастируют возбужденным возгласам хора (толпы). Тонким штрихом передается неуверенность воинов в собственных действиях: каждый раз произнесение хором имени Спасителя приходится на слабую долю.
Распределение солистов весьма сбалансировано. Каждый из солистов наделен двумя ариями. У сопрано, тенора и альта по одной арии в каждой из частей, и только обе басовые арии отнесены ко второй части, где наряду с пятью ариями присутствуют еще и два ариозо, тоже исполняемые низкими голосами.
Немалую роль в драматургии «Страстей» играет использование музыкальных инструментов. Например, за сценой суда Понтия Пилата, завершающейся приказом бичевать Иисуса, следует ария, в которой поэт сравнивает израненную спину спасителя со звездным небом. Мерцание звездного неба передается сочетанием тембров клавесина и лютни, прежде не звучавшей в произведении – и вообще крайне редко использовавшейся Бахом в ансамблевой ипостаси. Другой инструмент – виола да гамба – подчеркивает глубочайшую печаль в альтовой арии «Свершилось».
В настоящее время «Страсти по Иоанну» предстают перед публикой исключительно в концертном исполнении, но создавались они как часть богослужебного канона и при жизни автора могли прозвучать только в храме. Документы эпохи сохранили непростую историю первого их исполнения, в которой проявился независимый характер создателя. В Лейпциге существовало предписание властей, согласно которому в четные годы пассионы исполнялись в церкви св. Николая, а в нечетные – в церкви св. Фомы. Следовательно, в 1724 г. «Страсти по Иоанну» должны были прозвучать в церкви св. Николая, но Баху это было не по душе: в церкви св. Фомы и места для хористов было больше, и инструмент был в лучшем состоянии. Возник конфликт, и в результате композитору пришлось подчиниться – с условием, однако, что инструмент вовремя будет отремонтирован (правда, оплатить ремонт инструмента Баху пришлось самому, а компенсацию за это он получил лишь через год).
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев