Четвертый Бранденбургский концерт (BWV 1049, Соль мажор)Четвертый Бранденбургский концерт (BWV 1049, Соль мажор) известен также как концерт Соль мажор для скрипки со струнными, флейтами и continuo Иоганна Себастьяна Баха.

В состав солирующей группы данного концерта входят скрипка (principale) и две старинные продольные флейты (по-французски – flûte à bec «флейта с клювом», по-итальянски – flauto dolce «нежная флейта»). Мягкая камерная звучность концертирующей группы органично сочетается с концертным блеском, пышностью фактуры, с монументальностью формы и насыщенностью тематического развития.

Первая часть концерта носит светлый, торжественный характер. Широкие аккордовые волны наполняют партию principale. Средняя часть характеризуется оживлением ритмического движения, мелодия у концертирующей скрипки наполняется виртуозными изящными фигурациями. Партия солирующей скрипки отличается большой технической трудностью.

Фактура насыщена полифоническими приёмами развития, изящная, чётко оформленная мелодия темы то возникает целиком, то подвергается активной мотивной разработке.

Первая часть концерта написана в форме рондо, эпизоды имеют разработочный характер. Тональный план является характерным для баховских концертов: G-dur – D-dur – G-dur – a-moll – C-dur – G-dur – D-dur – G-dur. Динамическая палитра отличается гибкостью и богатством.

Вторая часть концерта – Andante, ми минор – контрастна, носит элегически-пасторальный характер. Жанровую определенность, сценическую зримость образа создают гомофонный склад, простая и ясная гармония с модуляционным развитием в средней части, размеренность танцевального ритма, подчеркнутого линией баса, строгая, пластически-выразительная мелодическая линия, разворачивающаяся в диапазоне более двух октав (си – ре)3. Ведущая роль в этой части принадлежит флейтам, их партии, наполненные интонациями «вздохов», переплетаются с мягкими нежными голосами скрипок. Инструменты то вступают в перекличку, то соединяются в контрапункте.

Финал цикла – Presto, Соль мажор – представляет собой пятиголосную фугу, написанную в свободной форме, звучит энергично, приподнято. Она характеризуется некоторой рационалистичностью манеры построения, местами некоторыми контрапунктическими жесткостями, частыми интермедиями у солирующих инструментов. Ведущая роль в финале отдана principale. Партия солирующей скрипки отличается сложностью, виртуозностью, разнообразием штрихов, для неё характерно широкое развитие скрытого многоголосия, типичного для баховских мелодий, с виртуозной, динамически-фигурационной «игрой» мнимыми органными пунктами в средней части формы.

 

Все права защищены. Копирование запрещено