В 1721 г. – в пору службы в Кётене – Иоганн Себастьян Бах сопровождал князя Кётенского при встрече с маркграфом Христианом Людвигом Бранденбургским. С этим аристократом композитор был уже знаком – он встречался с Христианом Людвигом в 1718 г., когда приезжал в Берлин для приобретения клавесина для придворной капеллы в Кётене. Маркграф был большим поклонником музыкального искусства, содержал великолепный оркестр. Талант Баха Христиан Людвиг ценил высоко. Маркграф пожелал, чтобы композитор создал произведение, похожее на итальянские концерты, но в немецкой манере. Вернувшись в Кётен, композитор принялся за сочинение, и в результате родился цикл концертов, названных – по титулу заказчика – Бранденбургскими.
В соответствии с пожеланием маркграфа, цикл был приближен к concerto grosso – зародившейся в Италии разновидности инструментального концерта, в котором с оркестром «состязаются» несколько солистов. Но, в отличие от произведений итальянцев, виртуозность играет здесь меньшую роль, на первый план выступают контрастность сопоставлений и драматизм тематического развития.
В Бранденбургских концертах № 1 и № 3 вообще нет выделенных партий концертирующих инструментов. Во Втором концерте состав весьма необычен – скрипка, флейта, гобой и труба. В Концерте № 4 солируют скрипка и две флейты, № 5 – флейта, скрипка и клавесин. Архаичным колоритом отличается Шестой концерт, в котором задействованы старинные инструменты – виолы da braccio, виолы да гамба. Концерты различаются не только по исполнительскому составу, но и по композиционной структуре: Первый концерт – в четырех частях, третий – двухчастный, остальные – трехчастные. Концерт № 1 по структуре приближается к сюите, прочие Бранденбургские концерты – к произведениям Вивальди. Однако, у концертов есть и общие черты – мажорный лад, тематизм, основанный на трезвучии. Приемы инструментовки заставляют вспомнить об оркестровых сюитах Баха.
Одна из целей, поставленных перед Бахом при создании Бранденбургских концертов – воплощение итальянской традиции «на немецкой почве», и цели этой композитор достиг: жанрово-яркий тематизм концертов выдержан в «новонемецком» народном стиле. Энергия упругого ритма захватывает слушателя и не отпускает ни на минуту. Каждой группе, каждому инструменту соответствуют свои интонации, а для каждой темы идеально подобрано тембровое изложение. Например, в первой части Концерта № 1 струнные энергично обрисовывают аккордовый контур, валторны провозглашают фанфарную интонацию, а у гобоев возникает мелодия народного склада. Звучание оркестра, в котором сочетаются струнные, деревянные и медные духовые, достигает весьма значительной для эпохи барокко мощности звучания. Скорби исполнено Adagio – элегический канон на патетическую тему импровизационного склада. Последующее Allegro в манере ритмичного танца производит впечатление финала, но завершается цикл менуэтом.
Светлым, радостным колоритом с оттенком юмора отличается Концерт № 2. Этому способствует и полнозвучная фактура, и энергичность типично немецких тем, и звучание трубы в высоком регистре, что создает большие сложности для исполнителей. Колорит омрачается лишь в медленной части, где труба не звучит.
Концерт № 3 примечателен отсутствием медленной части – она как будто редуцирована до одного такта в темпе Adagio, где происходит модуляция (возможно, предполагалась импровизация медленной части или хотя бы каденция на чембало).
В Концерте № 4 камерное, нежное звучание скрипки и двух продольных флейт сочетается с виртуозным блеском и широтой тематического развития. Партия скрипки очень сложна, музыкальная ткань насыщена полифонией. Финал представляет собою пятиголосную фугу. В середине цикла находится элегически-пасторальная медленная часть гомофонного склада.
В Концерте № 5 особенно ярко воплощен принцип «состязания». Особенно новаторской выглядит трактовка клавесина – его роль не сводится к basso continuo, он концертирует.
Концерт № 5 отличается от остальных Бранденбургских концертов не только по исполнительскому составу: это единственный в цикле концерт с мажорной медленной частью. Принцип «состязательности» с разграничением tutti и solo последовательно реализован лишь в финале, написанном в манере жиги.
Судьба Бранденбургских концертов поначалу складывалась непросто. Композитор собственноручно переписал их каллиграфическим почерком и отправил маркграфу с учтивым посланием на французском языке. За создание концертов автор не получил никакого вознаграждения, нет никаких сведений об исполнении их при жизни создателя. Фрагменты из концертов музыковеды обнаружили в некоторых баховских кантатах. Долгое время партитура хранилась в архиве маркграфа, затем – у композитора и теоретика Иоганна Филиппа Кирнбергера, обучавшегося у Баха, от него – своего учителя – их получила принцесса Амалия, завещавшая партитуру Иоахимстальской гимназии, затем баховский автограф попал в Берлинскую королевскую библиотеку. Только в 1850 г. состоялось первое издание Бранденбургских концертов. Его подготовил Зигфрид Ден, в нем предельно точно воспроизведен авторский текст, включая динамические оттенки и лиги.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев