В феврале 2016 года Большой театр России отметил юбилей Леонида Десятникова. В честь этого события в репертуар театра вернулся балет «Русские сезоны», созданный балетмейстером Алексеем Ратманским на музыку этого композитора. Балет этот на сцене Большого театра не появлялся уже достаточно долго.

По своему масштабу произведение невелико – длится спектакль всего 39 минут, и этого было недостаточно для балетного вечера в театре. Так возникла идея показать «Русские сезоны» в сопоставлении с двумя другими произведениями – не менее изящными и интересными: «Аполлоном Мусагетом» И. Стравинского и «Классической симфонией». Последний балет стал еще и своеобразным приношением к другому юбилею этого года – 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. В отличие от «Русских сезонов», эти балеты ставились в театре не так давно, и публике они знакомы в большей степени.

Балетмейстер Алексей Ратманский поставил балет «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова в 2006 году, и произошло это в Нью-Йорке. В Большом театре его поставили двумя годами позже, без всяких изменений. Учитывая большой перерыв, балет явил собой нечто новое не только для зрителей, но и для исполнителей – особенно если учесть, что для многих из них балет стал дебютом.

Сюжет балета составляют двенадцать новелл, выдержанных в фольклорном духе. Этому соответствуют костюмы, создавала которые художник-дизайнер Галина Соловьева: платья балерин напоминают русские народные сарафаны, а мужчины одеты в рубашки свободного покроя. У каждой из шести пар, участвующих в спектакле, свой цвет костюмов – это одновременно и соответствует многоцветию русской национальной одежды, и позволяет избежать пестроты, придавая зрелищу благородную сдержанность.

В балете участвуют шесть равнозначных пар, и все же одну из них – пару в желтом – можно рассматривать как центральную. В спектакле Большого театра это были Екатерина Шипулина и Владислав Лантратов. Е. Шипулиной – одной из лучших балерин театра – предстояло воплотить самый трагический образ балета: роль девушки, оплакивающей погибшего на войне любимого. Исполнительница с исключительным мастерством передала скорбь героини, и особенно пронзительным выглядел финал балета, где балерина предстает в образе то ли невесты, то ли души, покидающий мир живых – это откровение о приносимом лишь смертью конце всех страданий. Эту сцену исполнительница провела с особой проникновенностью. Партнер Е. Шипулиной – Владислав Лантратов – продемонстрировал в своем соло исключительную музыкальность и четкость танцевальных движений.

Не менее ярко показала себя Екатерина Крысанова. Этой балерине тоже досталась трагедийная роль – несчастной девушки, которую против воли выдают замуж за старика. В своем соло балерина выглядела сущей «натянутой струной», с небывалым эмоциональным напряжением передавая отчаяние молодой невесты, танец ее выглядел истинным «безмолвным криком», выражающимся в предельно резких движениях.

Прочие исполнители показали себя столь же достойно, создав яркий и интересный спектакль.

Другой балет, представленный публике в этот вечер – «Аполлон Мусагет» – не раз ставился труппой New-York City Ballet с тех пор, как в 1928 году балетмейстер Джордж Баланчин создал его на музыку И. Ф. Стравинского. Музыка эта, воспроизводящая стиль старинных сюит, являет собой прекрасный образец раннего неоклассицизма. Подобные же черты можно усмотреть и в хореографии Джорджа Баланчина: утонченность, хрупкость, изящество, доходящее до рафинированности. Танцевальные движения на первый взгляд могут показаться зрителю незамысловатыми, но в действительности требуют немалого мастерства от исполнителей.

Такое мастерство в полной мере продемонстрировали артисты Большого театра, которые уже знакомы с этим балетом – ведь премьерный спектакль состоялся несколько лет назад, и состав исполнителей с тех пор изменений не претерпел. Особенно ярким оказалось выступление Ольги Смирновой, получившей образование в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Балерина исполнила роль музы танца Терпсихоры, доставив исключительное эстетическое наслаждение публике.

Программу балетного вечера, посвященного Леониду Десятникову, завершил балет на музыку другого композитора-юбиляра этого года – Сергея Прокофьева. Балет «Классическая симфония», поставленный Юрием Посоховым на музыку одноименного произведения, балетмейстер посвятил Петру Пестову, который бал его наставником в балетном искусстве. В отличие от двух предыдущих произведений, создан он совсем недавно – в 2015 году.

Симфония – это область «чистой» музыки, не обладающей конкретизированной программой, поэтому и в балете, поставленном на музыку симфонии, нет какого-либо определенного сюжета, организующего происходящее на сцене. Произведение, в котором есть и грация, и элегантность, и даже некоторая комедийность, стало областью «чистого» танца, а сами исполнители представляются его «действующими лицами». Все они в этот вечер были поистине великолепны, и в особенности – ведущая пара, Вячеслав Лопатин и Анастасия Сташкевич. Исключительная проработанность деталей сочеталась в их танце с непринужденностью исполнения. Столь же неизгладимое впечатление производило выступление Игоря Цвирко, сочетающее в себе удивительную легкость и великолепную музыкальность.

Русские сезоны

Балетный вечер, приуроченный к юбилею композитора Леонида Десятникова, доставил публике огромное эстетическое удовольствие. Три показанных балета не походили один на другой по своему стилю и облику, но были в равной степени интересными и запоминающимися. Исполнители продемонстрировали высокий профессионализм, не разочаровав поклонников балета. И хотя программа эта формировалась по определенному поводу, все же хотелось бы надеяться, что она останется в репертуаре театра надолго – ведь три одноактных балета подобраны весьма удачно, и у зрителей такое сочетание вызвало неподдельный интерес.

 

Музыкальные Сезоны