Па де де из балета Лебединое озеро. Одиллия-Екатерина Борченко, Зигфрид — Евгений Иванченко

Уже второй год подряд на сцене Государственного Кремлёвского дворца в середине декабря проходит праздничный концерт звезд мирового балета «Christmas балет-гала». Его режиссером-постановщиком и ведущим выступает известный танцовщик и продюсер, народный артист России Андрис Лиепа.

Рождественский гала, несомненно, привлекает публику, которая любит балет и во многом связывает этот вид искусства с миром волшебства и прекрасной сказки. Стремясь посетить такой концерт, зрители уже начинают предвкушать праздник. Ведь Рождество и Новый год – самые любимые и ожидаемые праздники!

Программа нынешнего «Christmas гала» состояла из двух отделений. В первом Лиепа представил легендарный балет дягилевских сезонов «Шехерезада» в исполнении артистов театра «Кремлёвский балет», а во втором – не менее легендарное «Видение розы» и пять классических па-де-де.

Андрис, будучи галантным и обаятельным ведущим, перед каждым отделением концерта выходил на сцену и старался не только интересно рассказать о последующих выступлениях артистов, но и создать атмосферу праздника, связанного с нарядной, украшенной игрушками елкой и подарками.

Christmas балет-гала

«Шехерезада». Зобеида — Мария Виноградова, Золотой раб — Иван Васильев

«Шехерезада» в хореографии Михаила Фокина (возобновленная А. Лиепой) на музыку Н. Римского-Корсакова, к сожалению, уже около двух лет отсутствует в репертуаре «Кремлёвского балета», до этого в течение нескольких лет колесившего по России и главным европейским столицам с проектом «Русские сезоны ХХI века». Но, несмотря на это, материал остался «в ногах» у артистов, показавших и техническую слаженность, и должный темперамент.

Главной же интригой «Шехерезады» стало выступление премьера Михайловского театра Ивана Васильева в роли Золотого раба и ведущей солистки Большого театра Марии Виноградовой в партии Зобеиды. До этого артисты танцевали лишь отдельный дуэт из балета. Теперь им предстояло в полной мере ощутить себя героями восточной истории о страстной любви и жестокой мести. Оба исполнителя полноценно справились как с танцевальными, так и с актерскими задачами, и обоим очень подошли их новые роли. Но, внимательно наблюдая за ними, мне все же не удалось уйти от сравнений. Перед глазами вставал образ Зобеиды в интерпретации таких роскошных и ярких прим, как Илзе Лиепа, Ирма Ниорадзе, Юлия Махалина, а также образ Золотого раба, созданный абсолютно разными по дарованию, но равно притягательными Фарухом Рузиматовым и Николаем Цискаридзе.

Второе отделение концерта открыло «Видение розы» на музыку К. М. Вебера в хореографии Михаила Фокина. Этот одноактный балет, или, точнее, миниатюра, когда-то стал подлинным танцевальным хитом, покорившим Европу и весь мир. В нем блистал великий танцовщик ХХ века Вацлав Нижинский. «Видение розы» стало знаковой ролью артиста. В ней запомнили даже не самого Нижинского, а созданный им легкий, воздушный образ, о чем восторженно писали после премьеры балета и спустя многие годы после нее, уже поддерживая легенду о танце Нижинского.

«Видение розы». Девушка — Евгения Образцова, Призрак розы — Джакопо Тисси

К сожалению исполнитель роли Призрака розы – премьер театра Ла Скала Джакопо Тисси – даже близко не подошел к образу неземного, эфемерного создания. У артиста отсутствовал прыжок, да и все тело как будто забыло о координации. Видеть такое выступление Джакопо было странно еще и потому, что на репетиции он, проходя в полноги, произвел совершенно иное впечатление. Танцовщик привлек стройностью и необыкновенной, завораживающей пластикой рук. Возникло ощущение, что на самом концерте солист выдаст прибереженное мастерство – и произойдет его открытие для московской публики. Но этого не случилось. Отчего? Приходится только гадать: возможно, артист берег себя, с осторожностью танцуя на жестком полу, или «Видение розы» просто не его балет.

В отличие от Тисси, с явным пиететом к легендарному балетному произведению отнеслась прима-балерина Большого театра Евгения Образцова, исполнившая партию Девушки, которой во сне и явился прыгучий цветочный призрак. Артистка органично вошла в атмосферу романтического балета-наваждения и смогла тонко передать его стиль.

Па-де-де из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» показали петербургские гости – прима-балерина Екатерина Борченко из Михайловского театра и премьер Мариинского театра Евгений Иванченко. Статные, стройные солисты внешне соответствовали друг другу. Они сумели создать выразительный, академичный по манере дуэт.

Па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» представили прима Венгерского национального балета Татьяна Мельник и Бруклин Мак из Вашингтонского балета. Если Мак, забыв о том, что сцена – не цирковая арена, сделал ставку на исполнение головокружительных трюков, то Мельник не стала изменять эстетике классического балета, продемонстрировав чистый и одухотворенный танец. В целом же, работая на ярких контрастах, артисты сумели сохранить партнерство. Бруклин очень элегантно поддерживал балерину, в которой чувствовались легкость и вдохновение.

Ровно, без погрешностей и помарок прошло па-де-де из «Раймонды» А. Глазунова в исполнении Юлии Степановой и Дениса Родькина (примы и премьера Большого театра).

Па де де из балета Раймонда. Раймонда — Юлия Степанова, Жан де Бриенн — Денис Родькин

Стать и профессиональные данные Анастасии Никитиной (Мариинский театр) и Ивана Михалёва (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), несомненно, позволяют им танцевать репертуар ведущих солистов, однако в исполненном ими па-де-де из «Щелкунчика» (хореография Василия Вайнонена) явно не хватило мастерства. И это было заметно не только в дуэте, где встретившиеся в концерте исполнители из разных театров могли просто не станцеваться, но и в вариациях.

Па де де из балета Дон Кихот. Китри — Кристина Кретова, Базиль — Иван Васильев

Традиционным финалом многих гала становится па-де-де из балета «Дон Кихот». Таковое, за неимением лучших идей, украсило и нынешний рождественский концерт. Станцевать его выпало самой обаятельной ведущей солистке Большого театра Кристине Кретовой и преодолевающему любые технические сложности Ивану Васильеву. Их дуэт выглядел слаженным, легким по манере и виртуозным по сути. Очевидно, что темпераменты обоих солистов сочетаются в танце и приводят к высокому накалу зрительный зал.

«Christmas балет-гала» подарил разные впечатления. Не все оказалось высокого уровня и значительного масштаба. Но застраховаться от просчетов и промахов в творчестве невозможно! Потому и возникает надежда, что следующий рождественский концерт будет лучше и принесет больше радости и положительных эмоций.

 

Фото предоставлены пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца

Все права защищены. Копирование запрещено