Хореографу Михаилу Михайловичу Фокину, вошедшему в историю в качестве реформатора балетного искусства, не сразу представилась возможность реализовать свои новаторские идеи на сцене Мариинского театра – первоначально приходилось довольствоваться постановками в театральном училище, где он преподавал в женском балетном классе с 1902 г., и благотворительными спектаклями. Идеи его были настолько нетрадиционными для той эпохи, что балетная музыка как таковая для реализации их зачастую не подходила. Это побуждало балетмейстера обращаться к таким музыкальным произведениям, которые изначально для хореографического воплощения не предназначались.
В 1906 г. М.Фокин при создании одного из благотворительных спектаклей обращается к сюите А.Глазунова «Шопениана», представляющую собою оркестровку нескольких фортепианных пьес, созданных Ф.Шопеном. Первая редакция «Шопенианы», созданная им тогда, представляла собою балетную сюиту из пяти номеров. Начинался балет картиной бала – выступлением кордебалета, основанном на ля-мажорном Полонезе. По словам самого М.Фокина, здесь отразилась вся роскошь полонеза – этого танца, возникшего в Польше во время расцвета шляхты. В следующей части, основанной на фа-мажорном Ноктюрне, появлялся образ самого Ф.Шопена: возле развалин монастыря композитора окружают мрачные видения, спасения от которых ищет он в объятиях музы. Роль Ф.Шопена исполнял А.Булгаков, партию Музы – А.Уракова, которую М.Фокин называл «специалисткой на роли добрых фей». Третья часть – на тему до-диез-минорной Мазурки – изображала свадьбу, и невеста, в роли которой выступала Ю.Седова, убегала от старого нелюбимого жениха со своим возлюбленным. Далее следовал Вальс до-диез минор в исполнении Обухова – товарища М.Фокина по училищу – и А.Павловой. Завершался балет тарантеллой в исполнении В.Фокиной с кордебалетом на фоне Везувия – здесь воплотились впечатления от народных плясок, которые М.Фокин изучал во время путешествия в Италию.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев