Балет «Майерлинг». Мария Вечера. Анна Оль

Не так давно на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко был показан  балет Кеннета МакМиллана «Майерлинг». В качестве исполнителей главных партий были заявлены Игорь Зеленский и Анна Оль. Если учесть, что Зеленский редко выходит на сцену, а Оль с августа 2015 года является примой балериной Голландского национального балета, выдался тот случай, который нельзя было пропустить. К большому сожалению, у Игоря что-то случилось с ногой, и он станцевал только первый акт, поэтому во втором и третьем его заменил Георги Смилевски. Каждый танцовщик показал свою трактовку образа кронпринца Рудольфа, но об этом в другой раз. А сейчас хочется поговорить о бывшей ведущей солистке Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а ныне приме–балерине  Голландского национального балета Анне Оль.

Мария Вечера – образ трагический. Молодая 17-тилетняя девушка, воспитанная матерью с единственной целью  – выйти замуж за представителя знатного семейства и обеспечить не только финансовое благополучие семьи, но и прославить имя Вечеры – влюбляется в кронпринца Австро-Венгрии Рудольфа. Молодой человек женат, несчастен в браке и находится на грани нервного срыва. Мария и Рудольф как будто нашли друг друга: принимая все странности принца, экзальтированная баронесса включается в игру, предложенную возлюбленным, что приводит к двойному самоубийству.

Анна Оль уже исполняла партию Марии Вечеры включая премьерные спектакли 2013-го года. Эту роль она готовила под руководством балетмейстера-постановщика Джулии Линкольн, принимавшей участие в первом спектакле на сцене Ковент-Гардена. С момента премьеры и на протяжении последующих двух лет Оль показывала разные трактовки образа своей героини, а зритель с каждым спектаклем открывал для себя не только незнакомые черты Вечеры, но и новые исполнительские возможности танцовщицы.

Недавнее ее выступление было интересно тем, что Оль, как приглашенная солистка, более полугода осваивающая тонкости работы в незнакомой для нее балетной труппе, вернулась на сцену родного театра хоть и с небольшим, но новым опытом. В тот вечер Анна исполнила одну из лучших своих партий Вечеры. Ее блистательный, порой несдержанный танец, наполненный экспрессией юности и жаждой любви, явил зрителям трагический образ девушки, не справившейся с перипетиями судьбы.

Сцена первого любовного свидания в спальне принца подчеркнуто эмоциональна, в ней раскрывается характер их знакомства. Манера, в которой Вечера-Оль делает реверанс, продолжая смотреть в лицо королевской особе, не смущаясь его прямого взгляда, предопределяет своеобразие их будущих отношений. Юная баронесса поражает готовностью к любым играм, затеянным ее возлюбленным, вплоть до смерти, если он потребует этого. Легко забавляясь с черепом, свободно манипулируя пистолетом, Оль демонстрирует ту неограниченную степень дозволенности отношений, которая выстраивает характер всего па-де-де. Балерина, не боясь переусердствовать, использует возможности своего, кажущегося порой бескостным, тела, демонстрирует чудеса полной свободы в выполнении достаточно трудных технически, требующих безупречной выучки и точности, танцевальных движений. Податливо обвивая своим телом Рудольфа, она словно растворяется в нем. Вдруг настроение меняется, и она уже касается его невозмутимо раздвинутыми ногами, а ее руки не скользят нежно по телу, а властно диктуют и навязывают свою волю.

Последний акт пронизан трагизмом. Настроение танца меняется: манера исполнения передает податливость Вечеры, прыжки воспринимаются как порывы отчаяния. Эпизод с морфием выглядит пугающе и по накалу превосходит сцену самоубийств. Мария окончательно приняла судьбу и следует за возлюбленным.Анна Оль Майерлинг

Образ Вечеры, исполненный Анной Оль, получился емким, вместившим в себя всю безысходность и трагичность юной поклонницы кронпринца. Создала его Оль посредством мастерски выстроенного танца: безупречно отработанные движения дали балерине возможность наполнить их музыкальностью и артистизмом.

Если и можно в чем-то упрекнуть балерину, то лишь в недостаточной выразительности в момент ее первой встречи с Рудольфом на балу в Хофбурге, но это настолько незначительный эпизод, что удавшаяся законченность образа и способность передать всепоглощающе разрушительную силу личности баронессы так убедительны, что остальное осталось за кадром.

 

 

Ирина Ширинян